Раннее развитие ребенка чем опасно. Раннее развитие: вред и польза

По мере взросления каждый ребенок, начиная с самого рождения, делает выводы о себе в первую очередь со слов окружающих и в зависимости от их отношения. Наиболее остро этот вопрос встает, когда ребенок приходит в школу, в новый коллектив, но основные переживания наступают в подростковый период.

Заинтересовать ребенка, чтобы ему понравилось учиться, часто не так просто. Родителям приходится прикладывать к этому немало времени и сил. Когда заканчиваются терпение и фантазии на помощь приходят психологи.

Ваш малыш отказывается от еды? Ваш ребенок плохо ест, и вы не можете добиться, чтоб малыш съел хоть что-нибудь? Питание ребенка – это больная тема для вашей семьи? Вы не одиноки в этой проблеме. Многие родители очень обеспокоены тем, что их ребенок то ест, то не ест совсем. Эта проблема столь же важна и актуальна, как и обеспечение безопасности детей дома. И что же делать, чтобы избежать сражений с малышом при каждом приеме пищи?

Неконтролируемые вспышки гнева, необузданная ярость – такие чувства не красят никого. Особенно если взрослые кричат на детей. Знакомо? «Остывая» и вспоминая потом свои необузданные вспышки гнева, возникает неудовлетворенность собой и острое чувство вины по отношению к своему чаду. Как справиться с приступами агрессии и быть спокойными родителями?

В современном мире сводные семьи - распространенное явление. Общество спокойно относится к новым бракам между супругами, у которых уже есть дети. Однако, для детей это большой стресс. Нередко объединение двух семей приводит к соперничеству между сводными братьями и сестрами.

С рождением ребенка новоиспеченная мама сталкивается с лавиной мнений специалистов, родственников и знакомых как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения (да-да, с самого рождения!). Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно»… Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии

Прежде всего, давайте избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие» – уж слишком замыленным он стал в наше время. Смысл же этого словосочетания обычно вкладывается разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 3-4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и интеллектуально. И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии. Конечно же, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.

Нешуточные споры и разногласия возникают по поводу раннего обучения , которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. Раннее обучение представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей, которым нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются. Если вам хочется, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом, не таким, как все; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами, или просто был «умнее родителей» – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

Польза раннего развития

Как известно, ранний возраст (от рождения до 6 лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет. Для понимания процессов, происходящих в нашем мозге, проводилось множество экспериментов над животными. Чем более «богата» была окружающая детеныша окружающая среда, тем с более сложными задачами он справлялся, становясь взрослой особью. С человеком всё абсолютно так же.

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Не только современные мамы, но и их мамы, бабушки, прабабушки, да и вообще – мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Другой же вопрос – насколько полезно и целесообразно заниматься с ребенком по карточкам и кубикам, устраивать тематические недели и водить в развивающие центры? Есть ли смысл «бежать впереди паровоза», ведь читать и писать ребенок всё равно научится рано или поздно?

«Раннее развитие» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий) имеет неоспоримые плюсы:

  1. С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка . В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Сложно сказать, наскучивает ли малышам подобное однообразие, но разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес.
  2. Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию . Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая органам чувств ребенка адекватную нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
  3. Вы имеете более-менее четкий план занятий , занимаясь с ребенком по определенным методикам. Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Однако не стоит, опираясь лишь на эти положительные моменты, бежать сломя голову за карточками Домана или кубиками Зайцева. Противников «раннего развития» не меньше, а то и больше, чем его сторонников. И не по причине банальной лени. Все родители очень любят своих детей и, конечно, стараются дать им лучшее. Что же смущает любящих мам и пап и почему о вреде популярных методик говорят врачи?

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы . Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям . Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга . При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга . Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития . Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать вам. Однако, спеша наделить малыша необходимыми в этой жизни знаниями, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить читать по Доману» или «научить счету до 3 лет» и приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Не забывайте о множестве примеров уже выросших «вундеркиндов», отзывающихся далеко не с восторгом о собственном детстве, учебе в школе и говорящих об отсутствии у себя внутреннего стремления к знаниям. Как показали множественные исследования, успешность человека во взрослой жизни совершенно не зависит от того, занимались ли с ним в детстве по методикам раннего развития. Главное – любовь и взаимопонимание в семье.

Если мама не стремится только к результату, а искренне получает удовольствие от общения с крохой, пытается учиться вместе с ним и посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта.

На родителях лежит огромная ответственность, ведь плоды воспитания ребенка видны не сразу. Если вас заинтересовала определенная методика, изучите досконально ее теоретическую базу. Не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован. В занятиях делайте акцент преимущественно на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте не только запланированные вами игры, но и самостоятельный исследовательский интерес малыша. При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.

Здоровья и своевременного развития вашим детям!

Фото из фотостока

Регулярные умственные и/или физические занятия помогли многим больным детям догнать сверстников в развитии и даже перегнать их. Поняв, что при помощи этих методик можно ускорить развитие или обучение детей, их стали применять и на здоровых детях.

То есть методики, которые, по сути, были лекарством для детей с отставанием в развитии, применили к нормально развивающимся детям. Но разве нужно здоровым детям лекарство? То, что лечит больного, здорового калечит. Из этого можно сделать вывод, что здоровым детям не только не нужно систематическое раннее обучение - оно может негативно отразиться на развитии ребенка.

Конечно, родители чаще всего учат детей с хорошими намерениями, но иногда это обучение нужно больше им, чем ребенку. Некоторым родителям важно, чтобы их совесть была спокойной («мы тебя учили с рождения»), чтобы было чем похвастать перед друзьями и близкими («вот он какой умный у нас», «мы не ленимся учить ребенка», «мы не жалеем денег на обучение»). При помощи раннего обучения детей эти родители просто удовлетворяют свои амбиции. Я и сама, будучи беременной, мечтала о том, что буду учить ребенка читать уже в два года. Мне тоже очень нравится заниматься с ребенком и не терпится начать обучать его всему, что я знаю сама. Мне тоже интересно читать и хочется поскорее иметь возможность обсуждать прочитанное с ребенком, но... меньше всего я хочу торопить время.

Когда появилась мода на раннее обучение, родители кинулись покупать детям всевозможные книги, обучающие карточки, кубики, аудио- и видеопрограммы. Например, очень популярны до сих пор обучающие фильмы Бэби Эйнштейн (Baby Einstein). Но, как оказалось, эти фильмы не являются развивающими или обучающими - соответствующее заявление сделала фирма-производитель и отозвала свою продукцию с возвратом денег покупателям.

Обучение при помощи видео оказалось не только не полезным, но, возможно, и вредным. В частности, исследование воздействий видео Baby Einstein и Brainy Baby на развитие детей, проведенное Фредериком Циммерманом и Димитрием Кристакиом, показало, что учебные программы для малышей приносят больше вреда, чем пользы - они фактически задерживают развитие речи у детей, еще не умеющих ходить. Чем чаше дети смотрели видео, тем меньше слов они знали. Дети нуждаются в обучении с глазу на глаз.

Дети, проводящие много времени перед мониторами, вполне возможно, имеют задержки речевого развития из-за недостатка живого общения. К тому же видеопрограммы воспитывают поколение «чрезмерно стимулированных» детей, так как изображение на экране очень быстро мелькает, Меняется, они привыкают к такому ритму, и обычная жизнь начинает казаться им серой и скучной. Чем больше дети смотрят видео, тем меньше они смогут затем концентрироваться на каком-то занятии, в том числе - при обучении.

Кстати, просмотр телевизора и просиживание за компьютером, даже если ребенок смотрит мультфильмы или обучающие программы, так же негативно сказывается на развитии. К мультфильмам, например, ребенок привыкает очень быстро, поэтому чем позже он с ними познакомится, тем лучше. Он ничего теряет, а, наоборот, сохраняет способность искать и находить себе более увлекательные и подвижные занятия, чем простое созерцание двигающихся рисунков на мониторе. Для того чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором или компьютером, нужно, чтобы и другие члены семьи не делали этого, ведь ребенок будет брать с них пример.

Очень часто методики раннего обучения называют методиками раннего развития, но суть их различна. Точно так же есть разница между развивающими и обучающими игрушками. У нас дома сохранились «развивающие» разноцветные кубики, шарики и даже карусель для детской кроватки (не использовали, кстати, ни то ни другое). Мне теперь просто смешно, что мы их купили специально, поскольку любой предмет, который попадает в руки ребенку, способствует его развитию. Учитывая то, что для ребенка практически любая вещь является развивающей, - она для него новая, отличающаяся по цвету, размеру, назначению и возможностям, - продажа дорогих «развивающих» игрушек - все равно что продажа воздуха. Ребенок может сколько угодно изучать окружающий мир, но ни один ребенок долго не играет «развивающими» игрушками.

Естественное развитие всегда последовательное и умеренное, ребенок учится постепенно, двигаясь от простого к сложному. Если же взрослые пытаются его обучать тогда, когда он еще не готов к этому, то все происходит с точностью до наоборот.

Специалисты, работающие с детьми, считают, что ранее обучение, в частности:

  • ведет к перегрузке организма и его истощению;
  • может «убить» познавательный интерес у ребенка на много лет вперед;
  • может испортить отношения между ребенком и родителями, если они учат ребенка вопреки его желанию;
  • из-за слишком раннего развития логического мышления у ребенка может пострадать развитие эмоциональной сферы.

Вред от раннего обучения не всегда очевиден, но иногда он более чем реален. Общая длительность монотонных занятий с детьми, согласно рекомендациям ВОЗ, не должна превышать 10-20 минут вдень в раннем возрасте, 45 минут в день -до пяти лет и одного часа в день - до семи лет. Речь идет о любых монотонных занятиях, даже подходящих по возрасту: рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте или другие. При раннем обучении эти нормы многократно превышаются, из-за чего дети слишком устают. Если заниматься с детьми мало - результата не будет, если заниматься много - будет, но, возможно, в виде болезней, депрессий или страхов. Сложно увидеть здравый смысл в раннем обучении, поскольку слишком много факторов нужно учитывать, чтобы не навредить детям.

Некоторые дети не выдерживают учебных нагрузок, и у них появляются психологические либо другие проблемы со здоровьем. Но есть дети, которым раннее обучение может нанести ощутимый вред с большей вероятностью, чем другим.

Многие дети сначала очень хорошо и с интересом учатся, но через несколько лет интерес к учебе пропадает. Дети, которых начали обучать с пеленок, с возрастом в лучшем случае сравниваются в знаниях и навыках со своими сверстниками (если говорить о формальных навыках), а в худшем - теряют интерес к учебе и начинают учиться хуже них. К сожалению, этого не знают родители, которые сначала не загадывают так далеко вперед, а когда обнаруживают отдаленные во времени негативные последствия раннего обучения, то уже поздно что-то менять.

Умение решать однотипные задачки и отвечать на стандартные тесты - ничто по сравнению с умением общаться, разбираться в людях, а ведь именно этих способностей часто не хватает вундеркиндам. И если рано или поздно все дети сравниваются в умении писать, читать и считать, то те, у кого ранее были эмоциональные проблемы, вынуждены жить с ними всю жизнь.

Обычно раннее обучение начинают с обучения чтению.

Чтение кажется взрослым очень простой и обыденной вещью, но это сложный логический процесс! Отдельные буквы ребенок любого возраста запоминает легко, так как большинство детей до 5-6 лет воспринимают буквы только как рисунки, которые ничего для них не значат. Самостоятельное чтение может быть для них преждевременным. Есть смысл учить читать ребенка, когда он понимает, что речь можно «рисовать», передавать слова в письменном виде, и когда сам ребенок уже умеет говорить. То есть когда у него уже достаточно развита логика.

В возрасте одного-двух лет большинство детей не понимают даже того, что можно рисовать вещи, и тем более не понимают, что можно «рисовать» речь. Учить чтению в раннем возрасте просто бессмысленно. Когда мы рисовали с моим годовалым сыном и я предлагала ему нарисовать что-то конкретное с натуры и ставила перед ним игрушку, например, мячик и говорила «давай нарисуем мячик», то он понимал это как «давай разрисуем мячик».

Очень часто маленькие дети, читающие слоги или целые слова, не умеют складывать буквы в слоги. Это кажется неважным, но на самом деле это важно, так как если ребенку легко дается складывание слогов, это значит, что он уже готов к чтению и у него уже достаточно развито логическое мышление. Если же нет, то это не чтение, а квазичтение. То есть «как бы чтение», но не чтение. Дети имеют отличную механическую память и просто запоминают целые слоги или слова, но если они не способны складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это пока не настоящее чтение.

Почему раннее обучение стало таким популярным? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одной из причин его популярности может быть бытовавшее ранее в научном мире мнение, что «левое полушарие мозга доминирует, а правая половина мозга играет подчиненную, второстепенную роль. Другая причина - желание производителей заработать, продавая, по сути дела, воздух: методики раннего развития, обучающие и развивающие игрушки, образовательные услуги для младенцев и дошкольников и т. п.

Исследований на тему вреда раннего обучения пока очень мало, но ажиотаж вокруг него уже слегка поутих. Проводить подобные исследования часто просто некому. Производители в них не заинтересованы - они могут потерять доходы, а родители или специалисты, которые заинтересованы, не имеют возможности, в первую очередь финансовой, их проводить. В то же время я все чаще встречаю статьи практикующих детских психологов и педагогов, пишущих о том, что раннее обучение может принести вред здоровью ребенка, и описывающих реальные случаи из своей практики. Надеюсь, миф о необходимости раннего (ускоренного) обучения с их помощью когда-нибудь будет окончательно развеян.

Не учите, а знакомьте!

Современные мамы и папы очень спешат дать своим детям раннее образование, при этом, оказывается, они наносят немалый вред их психике

В наше время методики раннего развития стали чрезвычайно популярны – уже в колыбели детей различными способами учат читать и считать. Но психологи бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания?

Раннее обучение – что это?

Так называемый вирус с названием “раннее развитие детей” поразил большинство молодых родителей крупных городов. “Моя дочь уже в 3 года читает…” – “А мой сын – считает”, – хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие “развитие” употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних “школах для младенцев” занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм взрослых подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку “ранний старт”, повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине XX века с лозунга педагогов-новаторов: “После трех учить уже поздно!” Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! “Волшебная палочка” для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских “брендов”: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог – дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам.

Психологи из института РАО считают, что эта система в ее традиционном варианте “ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию”. Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

“НУВЭРС” Никитиных

Семье Никитиных принадлежит идея “НУВЭРСа” – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более “мирным” путем.

Кубики Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, “увидев” единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку – их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для “звонких” кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по “кубикам Зайцева”. Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева “тупость” двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание “МА” как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много – около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать “складовое” чтение?

“Читать раньше, чем ходить”

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть “Бородино” Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития – покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

“Подводные камни” ранних успехов

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на “ранообучаемых” детей: “Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит”, “Девочке – 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро “накалякает” и бежит машинки катать!”, “Нам 5 лет – читает только из-под палки, только, если ремень видит”.

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие – явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего.

Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать – значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно “переваривать” информацию, выраженную в символах.

Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, “переболев” новомодными методиками, возвращаются к играм в “Ладушки” и сказкам про “Колобка”. Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Советы молодым родителям по воспитанию ребенка

Просмотрено

Я так много подготовила для своего ребенка, что забыла подготовиться к собственной трансформации!

Советы родителям

Просмотрено

Какими словами выражается родительская любовь к ребенку

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Памятка для няни (родителям тоже будет полезно!)

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Рыба в детском рационе

Советы родителям

Просмотрено

Семь ключей к созданию успешного детского сна, кормления и игрового графика!

Просмотрено

Воспитатель детского сада пнула 5-летнюю девочку из своей группы и это зафиксировали на видеокамеру!

Все о воспитании

Просмотрено

Разрешите ребенку самостоятельно принимать друзей-гостей, когда Вас нет дома