Что такое тантра и как ей пользоваться. Тантра — что это такое? В чем отличие Тантры от других религий


Вопрос: В чем разница между обыкновенным и тантрическим сексом?

Ошо: Ваш половой акт и тантрический секс в своей основе уже разные. Ваш половой акт — это высвобождение энергии; это похоже на хороший чих. Энергия высвободилась, и ты чувствуешь облегчение. Он разрушительный, он не творческий. С терапевтической стороны - это хорошо. Он помогает тебе расслабиться, но не более. Тантрический секс в своей основе диаметрально противоположен. Это не высвобождение, это не выброс энергии. Здесь нужно воздерживаться от эякуляции, от выброса энергии; здесь вы сливаетесь воедино - с самого начала, а не в конце.

Это меняет качество секса, тогда качество абсолютно другое. Попытайся понять две вещи. Есть два вида пика, два вида оргазма. Один вид оргазма ты знаешь. Ты достигаешь пика удовольствия, затем ты не можешь двигаться дальше: и наступает конец. Возбуждение достигает точки, где оргазм становится непроизвольным. Энергия поднимается в тебе и выходит. Ты освобожден от нее, ты чувствуешь облегчение. Груз сброшен, ты можешь расслабиться и заснуть. Ты пользуешься этим как транквилизатором. Это природный транквилизатор: после него хорошо спится - если твой ум не загружен религией. В противном случае, даже транквилизатор не действует. Только тогда секс может быть снотворным, если твой мозг не забит религией. Если ты чувствуешь вину, нарушается даже твой сон. Придет депрессия, ты будешь обвинять себя и дашь клятву, что это больше не повторится. Тогда твой сон станет кошмаром.

Если ты не сильно обременен религией или моралью, тогда секс станет для тебя снотворным. Это один вид оргазма - дойти до пика удовольствия. Тантра основана на другом виде оргазма. Если мы назовем первый вид оргазма пиковым оргазмом, то ты можешь назвать тантрический оргазм «глубинным оргазмом». При нем ты не доходишь до пика удовольствия, ты достигаешь глубочайшего расслабления. Возбуждение присутствует в обоих случаях с самого начала. Поэтому я говорю, что начало одинаковое у обоих, а конец абсолютно разный.

Возбуждение присутствует в обоих случаях с самого начала: достигаешь ли ты пика возбуждения или долины расслабления. В первом случае, возбуждение должно быть интенсивным - более и более интенсивным. Во втором, возбуждение - это начало. И как только мужчина вошел, оба любовника могут расслабиться. Не нужно совершать ни одного движения. Они могут расслабиться в любовном объятии.

Когда мужчина или женщина чувствует, что эрекция пропадает, только тогда небольшое движение и снова появляется возбуждение. Но затем снова приходит расслабление. Вы можете продлить это глубокое объятие на несколько часов без эякуляции, а затем оба засыпаете глубоким сном. Именно ЭТО — «глубинный оргазм». Оба расслаблены, и они встречаются как два расслабленных человека. Во время обыкновенного сексуального оргазма вы встречаетесь как два возбуждённых существа - напряженных, полных возбуждения, пытающихся «разгрузить» себя. Обыкновенный сексуальный оргазм похож на сумасшествие; тантрический оргазм - это глубокая, расслабляющая медитация.

Ты можешь не осознавать это; но это факт биологии, биоэнергии, что мужчина и женщина - противоположные полюса. Отрицательное -положительное, инь-янь, называйте как хотите, они бросают вызов друг другу. И когда они встречаются в глубоком расслаблении, они наполняют друг друга жизненной энергией. А когда они наполняют друг друга жизненной энергией, они оба становятся генераторами, они оба чувствуют себя более живыми, и ничего не теряется. Просто встречаясь с противоположным полюсом, энергия обновляется.

Тантрический половой акт может длиться столько, сколько ты хочешь. Обыкновенный половой акт не может длиться столько, сколько ты хочешь, потому что в нем ты теряешь энергию и твоему телу нужно время, чтобы восстановить силы. А когда ты восстановишь их, ты снова теряешь энергию. Это выглядит абсурдно. Вся жизнь тратиться на восстановление и потерю: это как одержимость. Второе, что нужно запомнить: возможно, что ты никогда не замечал, не анализировал тот факт, что если посмотреть на животных, ты никогда не увидишь, чтобы они наслаждались сексом. Во время полового акта они не наслаждаются друг другом.

Посмотри на бабуинов, обезьян, собак или других животных. Во время секса ты не увидишь, чтобы они были в блаженстве или чтобы они им наслаждались - ты не увидишь. Это просто механический акт, их к этому толкает сила природы. Если ты увидишь обезьян во время секса, то после него они просто расходятся в разные стороны. Посмотри на их лица: на них нет экстаза, как будто ничего не было. Когда энергия толкает их, когда ее слишком много, тогда они ее выбрасывают.

Таков обыкновенный половой акт, хотя моралисты утверждают противоположное. Они говорят: «Не удовлетворяйте свои желания, не наслаждайтесь». Они говорят: «Так делают только животные». Но это не так! Животные не наслаждаются сексом. Только человек может наслаждаться. И чем глубже твое наслаждение, тем выше твоя человечность. Если твой половой акт станет медитативным, экстатическим, то затронется самое высокое. Но помни о Тантре: это глубинный оргазм, это не пиковое переживание. Это глубинное переживание!


На западе Абрам Маслоу сделал термин «пиковое переживание» очень популярным. Ты идешь в наслаждение до самого пика, а затем ты падаешь. Поэтому после секса ты чувствуешь опустошение. И это естественно, ты ведь падаешь с вершины. Но ты такого никогда не почувствуешь после тантрического секса. Тогда ты не падаешь. Ты не можешь упасть ниже, потому что ты и так уже в долине. Наоборот — ты можешь только подниматься.

Когда ты выходишь из тантрического секса, ты чувствуешь подъем, а не падение. Ты чувствуешь наполненность энергией, более живой, более жизненной, излучающей свет. И этот экстаз длится часами, даже днями. Это зависит от того, насколько глубоко ты был в нем. Если ты двигаешься в него, рано или поздно, ты почувствуешь, что эякуляция - это пустая трата энергии. В ней нет необходимости - только если ты не хочешь детей. И после тантрического секса ты будешь чувствовать себя расслабленным весь день.

Существует много техник, направленных на саморазвитие, так к ним можно отнести тантры. Регулярные практики учат правильно воспринимать и познавать собственное тело, как раскрывать внутренний энергетический потенциал, как освободиться от негатива и достичь внутренней гармонии.

Что это тантра?

Техника или инструмент для расширения собственного сознания называется тантрой. Это особая культура, определяющая отношение человека к миру. Чтобы расширить границы восприятия, принято использовать энергию чакр и в большинстве случаев она является сексуальной. Тантра – это способ за непродолжительный промежуток времени обрести какие-либо силы или богатства.

Тантрические техники

Существует огромное количество упражнений, направленных на и корректировку некоторых сфер жизни. Проводить сеансы рекомендуется в теплом помещении, где стоит зажечь свечи или благовония. Есть несколько простых упражнений, касающихся, как заниматься тантрой в домашних условиях. Важно заметить, что представленные техники можно использовать для разных целей, например, привлечения любви или улучшения финансового положения.

  1. Самое простое упражнение, при помощи которого можно раскрыть внутренний энергетический потенциал, сексуальную притягательность и просто расслабиться. Необходимо расположиться в удобной позе и начать глубоко и ровно дышать через рот, но не грудным, а брюшным способом.
  2. Еще одна доступная тантра подразумевает использование визуализаций. Следует закрыть глаза и начать представлять себя в месте, с которым связаны только теплые и приятные ощущения. Почувствуйте спокойствие и безмятежность. Находясь в мире иллюзии, человек может притягивать к себе желаемые вещи в реальности.
  3. Правильный путь тантры подразумевает верное восприятие собственного тела и для этого рекомендуется в обнаженном виде сесть перед зеркалом и тщательно рассмотреть каждую часть своего тела, особое внимание, уделяя интимным органам.

Тантра – управление энергией

Для корректировки своей жизни при помощи тантр используют чакры – энергетические центры, которые способны трансформировать поступающую в них энергию. Основной считается чакра, расположенная на затылке и она отвечает за энергию кундалини, заключающуюся в себе информацию прошлых воплощений. Энергетическая тантра подразумевает использование медитаций, диет, визуализаций и особого мировосприятия. На начальных этапах тренировки могут выглядеть так:

  1. Расположитесь в удобной позе и расслабьтесь, используя привычные техники медитаций.
  2. Сконцентрируйте внимание на чакре и представляйте, как в нее из космоса входит луч энергии, насыщая тело и расширяя сознание.

Тантра – искусство любви

Отношения между мужчиной и женщиной, которые находятся в паре, согласно тантрическим практикам должны базироваться на уважении и гармоничном слиянии. Партнеры должны воспринимать друг друга, как высших существ. Тантра любви подразумевает концентрацию на любовной чакре, которая находится в области сердца. Есть техники, которые можно использовать парам:

  1. Партнеры должны сесть друг напротив друга и их задача просто касаться разных частей тела, передавая так свою теплую энергию, нежность и любовь.
  2. Следующая тантра подразумевает единение влюбленных, для чего необходимо лечь на бок и прижаться друг к другу. Важно, чтобы тела были направлены в одну сторону и имели максимально идентичную позу. В таком состоянии рекомендуется находиться некоторое время, делая медленные вдохи и выдохи, ощущая себя единым целым.

Тантра – секреты сексуального экстаза

Считается, что истинное наслаждение можно получить при занятиях тантрическим сексом, цель которых направлена не на получение оргазма, а на концентрацию на собственных ощущениях и эмоциях.

  1. Партнеры должны быть максимально расслабленными, чтобы энергетические потоки могли свободно взаимодействовать друг с другом.
  2. Большое значение имеет дыхание, благодаря которому происходит соединение душ. Оно должно быть глубоким и плавным. Специалисты рекомендуют во время процесса держать друг друга за руки и концентрироваться на ритме дыхания партнера.
  3. Сексуальная тантра для женщин и мужчин подразумевает длительные ласки, позволяющие изучить тело партнера и подарить ему истинное наслаждение.
  4. Важно выбирать позы с максимальным сексуальным контактом.
  5. На теле мужчины и женщины находятся положительные и отрицательные полюса и если правильно стимулировать первые, то притяжение будет усиливаться. У женщины положительный полюс находится в груди и области сердца, а у мужчины в районе гениталий. Отрицательные полюса, наоборот.

Тантра «левой руки»

Все техники делятся на правые и левые, так вот вторые направлены на усовершенствование сознания и защиту от вредных умственных процессов. Занятия тантрой «левой руки» обязательно подразумевают физическое соитие. Главная цель заключается в вызове и удержании энергии кундалини. Тантра левой руки использует разные сексуальные практики, мясо и интоксикации, которые не одобряет тантра правой руки.


Тантра и христианство

При анализе можно найти общие черты между тантрическими системами и христианскими традициями. Самой близкой считается тантра Кашмирский Шиваизм, поскольку главная школа называется «Трика», что означает «триединство», на котором базируется вера в Отца, Сына и Святого Духа. Еще одна схожая черта – выход на передний план божественной Благодати, как важного условия духовного развития и обожествления человека. Во многом схожа медитация и молитва. Если рассматривать мнение церкви, то тантра и православие не имеют ничего общего, и подобное сравнение является кощунством.

Тантра – книги

В книжных магазинах можно найти огромное количество литературы на тему тантрических практик, в пример можно привести следующие издания:

  1. «Тантрическая любовь» Сарита Ма Ананда. В этой книге представлена современная тантра в виде медитаций, разработанных мастером Ошо. Кроме этого, раскрываются тайны дыхания, массажа и секса, которые помогают улучшить качество .
  2. «Введение в тантру. Трансформация желаний» Лама Еше . Тантрические учения представлены великим мастером и известным учителем современности. Читая эту книгу, человек проходит все стадии тантрического искусства.

Слово тантра происходит от сочетания двух слов: "таноти " ("расширение") и "траяти " ("освобождение"). Таким образом, тантра - это наука, указывающая путь расширения сознания и освобождения его от присущих ему ограничений; йога же - это ветвь тантры. Мы не можем отделить йогу от тантры. Обе они происходят от Шивы и Шакти. Сознание и материя не могут быть разделены - они сопутствуют друг другу в точности как огонь и его тепло.
Тантра - это путь духовного развития для обычных людей, освобождения их от страданий и привязанностей материального мира, причем, следуя этому пути, человек имеет возможность наслаждаться всеми земными радостями. Тантра требует от человека прежде всего определить пределы и потенциальные возможности его тела и разума. Далее тантра предписывает определенные техники для расширения мирского сознания до божественного, а затем - до чистого, освобожденного сознания. Различные асаны, пранаямы, мудры и бандхи практикуются для очищения тела, разума и сознания .

Тантру обычно подразделяют на два типа: тантру правой руки (или дакшиначара) и тантру левой руки (или вамачара). Тантра правой руки придает особое значение медитативной и духовной науке и настаивает на высокой степени чистоты в поведении и действиях. Тантра левой руки использует различные сексуальные практики, мясо и интоксикации, которые никогда не одобряла тантра правой руки. Обе тантры, однако, тесно связаны с двумя основными родословными — самая и каула. «Самая» означает «согласно правилам, образцовая», что указывает на неукоснительное исполнение строгих принципов дхармы. Слово «каула» означает «связанная с Кулой» или «согласно семейным принципам», что указывает на санкционирование семьей или родом местных отклонений. Тем не менее, тип каула-тантры также в основном следует медитативной традиции, что роднит ее с тантрой правой руки.

Тантра правой руки привлекательна для «бхактов», или для тех, кто обладает темпераментом преданного служения. Тантра левой руки больше подходит для людей типа «вирас», или для тех, кто обладают могучей силой и героическим темпераментом, т.е. для воинов (кшатриев). Тантру правой руки можно назвать ортодоксальной, так как она следует предписаниям, которые отвечают индуистским социальным порядкам и признаются йогическими практиками, а тантру левой руки — неортодоксальной, ибо она прибегает к тому, что не поощряется индуистской дхармой и йогой. И все же тантра левой руки включает много такого, что присуще только индуистской традиции в целом, в то время как тантра правой руки признается и буддийской традицией.

Тантра правой руки широко использует такие средства, как мантра, йога и медитация, а ритуалам уделяется мало внимания, разве что символически. Такая традиция получила распространение главным образом в монастырских и брахманических кругах. Монахи, не вовлеченные в активную жизнь общества, не придают особого значения ритуалам, которые почитает индуизм при совершении таинств и причастий, но для монашества они имеют такое же значение, как женитьба. Тантра левой руки, напротив, приемлет то, что отвергает тантра правой руки, но нельзя сказать, чтобы она основывалась только на этом. Так, например, тантрики левой традиции могут использовать силу Богинь, но не обязательно при этом прибегают к неортодоксальным практикам.

Говорят, что тропа левой руки — это путь экстаза, а тропа правой руки — путь мира. Путь экстаза может побудить к экстремальным действиям, так как пробужденные внутренние энергии спонтанно вырываются наружу и сметают предубеждения и привычные устоявшиеся традиции. Таким образом, только путь мира устойчив и постоянен. Именно этому пути и посвящена большая часть данной книги. Однако мы вкратце рассмотрим философию и практику тантры левой руки.

Пять запретов

Тантра левой руки предписывает использование пяти запрещенных вещей, которых называют «пять “м”», или макарас:

2. Мада , или вино (и другие интоксикащга).

3. Мамса , или мясо.

4. Матсья , или рыба.

5. Мудра , или поджаренные зерна (и деньги).

Обычно индийская йогическая традиция запрещает эти пять «м» или строго ограничивает их, так как они оказывают отупляющее воздействие на ум человека и удерживают его в состоянии тамаса. Отсюда ясно, что нарушение этих запретов выводит нарушителей за рамки дозволенного и выделяют их из общей традиции. Впрочем, тантра, как правило, предлагает эти пять «м» Божеству как средство поклонения. Кстати, и тантра левой руки также не рекомендует использовать их для наслаждения. Поскольку эти пять «м» не чисты, полагают, что после предложения их Божеству они очищаются и дальнейшее употребление их с сознанием того, что они очищены, может способствовать духовному росту в дальнейшем.

Исходя из этого соображения, тантра левой руки подразделяется на две формы: символическую и буквальную. Понятно, что первая использует пять «м» метафизически, или символически, а вторая — физически, или буквально.

Традиция символическая и буквальная

В символической традиции пяти запретов используют только в символическом смысле. Так, например, когда говорят о половых сношениях, имеют в виду союз Шивы (Бога) с Его энергией (шакти), мужского и женского начала в каждом из нас, т.е. космический смысл двух энергий. Во всех религиозных учениях присутствуют символические подходы при описании сокровенных идей. Ведического бога Индру прославляют, например, за то, что он съел триста буйволов и выпил озеро вина, и, кроме того, он должен был еще убить своего отца.

Что скрывается за этой символикой? Мясо и вино символизируют поглощенные, или побежденные, чувства, а отец, которого надо убить, — это импульс вожделеющего эгоизма. Точно так же, когда буддистам говорят, что они должны убить Будду, мы не должны понимать этот символический призыв буквально. Выражение «убить Будду» означает, что требуется разорвать узы привязанности к внешней, физической, форме учителя. В тантрических текстах можно встретить символ «сексуального союза» с собственной матерью. Следует ли это понимать буквально?! А между тем здесь мать символизирует энергию Кундалини, в которую человек должен войти. Йогическая традиция никогда не акцентировала заурядный смысл простых слов и форм и использовала порой «странные» или символические выражения для пробуждения более глубоких и сокровенных ассоциаций в уме человека. Если понимать все эти символы буквально, можно утратить их подлинный смысл.

Тантра левой руки использует пять запретов в сокровенных ритуалах в том случае, когда кто-то желает достичь высшей стадии без предварительньгх, подготовительных практик. Превзойти власть чувств непросто, и потому предварительная стадия необходима. Очень трудно отказаться от привычных влечений и привязанностей, особенно тогда, когда мы пришли из материалистической культуры. Наши привязанности представляют и>бой продукт многих рождений, которые обусловлены такими факторами, как окружение, склонности, воспитание, образование и пр. Кроме того, существует органический процесс роста и прояснения души. Мы могли пережить определенные испытания до того, как сможем превзойти их. Один из способов превзойти их — это развернуться лицом к Божеству и предлагать Ему священные действия.

Некоторые тантрические наставники считают, что иногда уместно использовать запрещенные действия, если они могут помочь избавиться от привязанностей, которые блокируют дальнейший духовный рост ученика. К таким помехам относится и привязанность к благочестию (саттва). В Индии различают три типа рабства, связывающих душу: саттва (привязанность к чистоте и благочестию), раджас (сильная привязанность к самовыражению и волевым импульсам) и тамас (привязанность к инертности, невежеству, сексу и интоксикациям). И чем чище привязанность, чем благороднее она, тем сильнее она приковывает человека к себе, тем труднее ему отказаться от того, что так возвысило его над всеми другими. В этих случаях тантрические учителя поощряют своих учеников к запретным действиям, чтобы сокрушить последнее прибежище тонкой, саттвической, привязанности, и предлагают им совершить что-либо раджасическое или тамасическое: например, выпить нечистую воду, медитировать в оскверненных местах, нарушать кастовые привычки и ритуалы, и многое другое.

Подобный способ может оказаться эффективным для тех индивидуумов, которые отягощены своей саттвой и консервативными традициями (ортодоксальные индуисты, буддисты и др.). Если западная культура связывает человека главным образом тамасом и раджасом, то у нас, в Индии, люди опутывают себя сильным влечением к саттве. Разве можно назвать саттвой привязанность к чему бы то ни было? Нам необходимо разбавить так называемую саттву изрядной долей раджаса и тамаса! И хотя подобное предложение в наших условиях не найдет отклика, все же оно представляет определенную ценность в определенной обстановке. Известно, что методы тантры левой руки не являются самоцелью, но используются как шоковая терапия и средство для переориентации к тантре правой руки.

Запрещенные практики как средство прямого пути

Теперь переходим к традиции, которая использует запрещенные техники как средство для прямой реализации. Представители этой традиции полагают, что иногда можно снисходительно уступить человеческим слабостям, если их использовать как средство для духовной реализации. Однако среди последователей тантры левой руки эти тантрики составляют меньшинство, но даже и среди них существует множество разногласий. Эта традиция разрешает сексуальные связи, но запрещает есть мясо, ибо принцип ахимсы, или ненасилия, в йогической практике соблюдается весьма строго. Впрочем, защитники тантры левой руки по-своему обосновывают необходимость использования запрещенных практик: доводя свои пристрастия до крайней черты, говорят они, человек опытным путем убеждается в том, что они ограниченны и, следовательно, не могут привести к самореализации, но энергию как движущую силу этих пристрастий можно и нужно использовать для дальнейшей трансформации ума.

Некоторые тантрические гуру утверждают, что они уже превзошли все правила и ограничения и способны совершать любые действия без привязанности и эмоций. У таких учителей могут быть ученики, которые строго соблюдают правила чистоты и запретов, хотя их учителя могут и не следовать этим правилам. Другие тантрические учителя могут потакать и провоцировать своих учеников на запрещенные действия, чтобы испепелить их привязанность в огне испытаний.

Я не хочу здесь отстаивать мысль о невозможности продвижения по этой тропе тантры — возможность, конечно, есть. Но существует и риск утраты духовной тропы: человека может увлечь водоворот страстей, ослепить его ум безумием чувственных беспредельных наслаждений, голым сексом, насилием и вседозволенностью. Этот фактор осознают и тантрические учителя. Они прекрасно понимают, что именно привлекательность запрещенных практик таит в себе скрытую опасность и многим людям просто не подходит. И все же тот, кто думает, что склонность к запрещенным практикам является типичной характеристикой тантры, глубоко ошибается.

ТРЕТЬЯ, ИЛИ ПРЯМАЯ, ТРОПА

Третья тантрическая тропа как версия прямого пути считается высшей фазой как левой, так и правой тантры. Здесь йогин отбрасывает прочь внешние ритуальные формы поклонения, осознав все свои заблуждения. Точно так же он перестает культивировать и внутренние формы поклонения (например, распевание мантр). Обе формы поклонения требуют соблюдения определенных правил и предписаний, которые связывают ум ментальной активностью. Теперь йогин отдает предпочтение трансцендентному поиску своего подлинного Я у лотосных стоп Матери. Эта высшая тантрическая тропа ведет к подлинному самопознанию, или атма-вичаре, которая полностью отождествляется с ведантой. На этой стадии происходит поиск корней самого мышления, источника всех мыслей. Обычное сознание отождествляет свое Я с телом, чувствами и мыслями, которые возникают вследствие контакта с внешними объектами и явлениями. Если нам удастся отделить внешнее «я» от внутреннего Я, мы прочувствуем свою подлинную природу, которая превосходит весь объективный мир, время и пространство в целом.

Далеко не все, рассуждающие о высшей стадии самосознания, действительно пережили эту стадию. Мы можем развивать свои идеи на эту тему просто благодаря ментальным ассоциациям, а не потому, что действительно испытали второе рождение свыше. На Востоке говорят, что «тот, кто говорит, — не знает, кто знает — не говорит». И действительно, тот, кто удовлетворился ментальным представлением о невыразимом, — попал в ловушку собственного ума. Ничто не может заменить личного медитативного опыта. Некоторые йогины считают, что без мантры невозможно успокоить ум и достигнуть настоящей концентрации, столь необходимой для погружения в медитативное состояние.

Конечно, на низших стадиях, в начале пути, полезны повторение мантр и регулярное совершение ритуалов. Они действительно развивают внимание и способствуют продвижению по духовному пути как дополнительные средства. Прежде чем мы распознаем ценность высших учений, мы должны приблизиться к ним. Даже тот, кто способен спонтанно выходить на глубокую медитацию, обнаружит, что его практика проходит успешнее, когда он включает в свой режим ритуалы и мантры.

Тантрический подход практичен: он советует продвигаться к высшим стадиям, но при этом не упускать ничего из того, что может показаться незначительным на первый взгляд, но способно принести пользу в дальнейшем. Мы не должны культивировать сомнительные и опасные техники, хотя нам не следует пренебрегать (и особенно на первых стадиях) и тем, что кажется маловажным, но не менее эффективным средством на пути к самореализации. Это может быть ритуал, мантра, диета или что-нибудь еще. Форма имеет большое значение для содержания, которое она (форма) впитывает. Без этого взаимодействия формы с содержанием нет самореализации.

Круг наших знаний о внутреннем и внешнем мире обычно жестко ограничен. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, воспринимать вкус и запах только посредством наших физических чувств. Если одно из наших чувств ослаблено, наш опыт и познание, связанные с этим чувством, ограничены и затруднены. Поэтому восприятие и познавательная способность находятся в полной и беспощадной зависимости от чувств. Знание, полученное через чувства, ограничено барьерами времени, пространства и объекта.

Время, пространство и объект существуют не только как категории индивидуального ума. При отсутствии индивидуального ума не существует ни времени, ни пространства, ни объекта, и наоборот. Эти три категории ума ограниченны и не могут быть приняты как источник безграничного и непреходящего знания. До тех пор, пока мы связаны в своих действиях с областью чувств и ума, мы не можем переступить через эти ограничивающие барьеры.

Например, чтобы увидеть чудесную красоту цветка, вам необходимо иметь его перед вашими открытыми глазами; чтобы обонять аромат сандала или лаванды, необходимо иметь их в непосредственной близости от своего носа; чтобы почувствовать сладость шоколада или остроту перца, необходимо их съесть. Этот вид опыта называется объективным, так как он зависит от наличия объекта, чувств и связанного с ними ума.

Однако, существует область опыта, когда вы можете видеть с закрытыми глазами, ощущать вкус при отсутствии пищи, слышать звуки музыки без всякого инструмента, который был бы их источником. Это чисто субъективный опыт, не ограниченный категориями конечного ума. Знание, полученное через субъективный опыт, более точно и определенно, так как оно является следствием расширения ума.

Расширение ума есть феномен, дающий индивидууму способность к познанию за пределами чувств, времени, пространства и материи. Вы можете путешествовать в прошлое и будущее и знать, что происходит в тех местах, где вы не присутствуете физически. Вы не связаны пространством и временем. Это известно, как расширение ума, но оно достижимо до тех пор, пока вы ограничены чувственным опытом. Ум, действующий через чувства и эго, распределяет весь опыт по категориям, пристрастиям и неприязням, которые он усвоил. Эта предрасположенность ума вызывает искаженное восприятие любого опыта и не дает возможности для развития чистого, совершенного сознания.

Знание, приобретенное расширенным умом, постепенно развивается и, наконец, достигает своей вершины в интуитивном знании, которое признано вечным, абсолютным и истинным знанием. Но расширение ума не случается за одну ночь. Человек проходит долгий путь постижений, мягких и напряженных, приятных и неприятных. Это постепенный рост, который приводит в конечном итоге к абсолютному знанию или "брахма гйане".

Ребенок не вырастает во взрослого за одну ночь. Изменение происходит постепенно. Демаркационная линия между ребенком и взрослым так тонка, что никогда невозможно указать, где кончается один и начинается другой. Подобным образом сознание человека развивается все время. Ум расширяется и пересекает новые границы.

Чтобы ускорить развитие ума и свою собственную трансформацию, вы должны обратиться к практике тантры и йоги. Эта практика предназначается для быстрейшего освобождения энергии от материи и проявления чистого, изначального сознания, которое является источником всякого знания.

Цель тантры

Ум, который мы используем в повседневной жизни для восприятия и познания, обычно действует через чувства. Но, если мы можем сосредоточить чувства на самих себе и обратить ум внутрь, они проявятся во внутреннем познании и расширенном уме. Таким образом материя отделяется и освобождает энергию или принцип "шакти", которая затем объединяется с "шивой" или сознанием.

Подобно тому, как река вливается в океан, лишаясь своих ограничений, так ограниченный ум развивается в космический или безграничный ум и становится получателем и передатчиком истины. При этом происходит взрыв энергии и изначальное сознание освобождается от материи. Это можно уподобить переживанию кундалини, и это всегда было целью тантры.

Другие философии устремлены к той же цели, хотя пути могут отличаться. В философии веданты существует концепция "Брахмана" или неделимой, однородной, всеобъемлющей реальности или сознания. "Брахман" происходит от корня "Брихан", что означает расширяться, и поэтому может быть понят, как расширяющееся сознание. Это есть брахмическое сознание, присутствующее в каждом из нас и ответственное за высшее знание. Оно существует как одно или целое, к соединению с которым мы постоянно стремимся.

В тантре эта концепция интерпретируется, как шива или необусловленное сознание, которое пребывает в каждом из нас, как молчаливый свидетель. Будь это Брахман Веданты или Пуруша философии санкхйа или Шива тантры, это по существу та же самая идея. Однако, различие между тантрой и большинством других философий заключается в том, что они накладывают много ограничений на жизнь ищущего и требуют строгого соблюдения правил, тогда как тантра представляет простор для развития каждого индивидуума, невзирая на его уровень развития. Тантра говорит, что будь вы сенсуалистом или спиритуалистом, атеистом или теистом, сильным или слабым, богатым или бедным, существует ваш путь, который вы должны обнаружить.

Это является целью тантры, а не оккультный секс, не черная магия, не приобретение сиддх (психических сил), не безнравственный образ жизни. Последние никогда не были целью тантры. Кто-то может ложно интерпретировать тантру таким образом, но это уже другой вопрос. И не стоит доверять анализу тантры тех, кому не удалось достичь осознания единства.

Тантра: свободный путь к освобождению ума

Время от времени тантристы экспериментировали с различными методами и путями для достижения этой цели. Они считают, что все люди не могут следовать одному и тому же пути, потому что каждый находится на своем уровне развития. Как говорится, "пища одного человека может быть ядом для другого". Тантристы осознали необходимость разработки духовных путей для каждого индивидуума, будь он грубым сенсуалистом, мудрым философом или развивающимся йогом.

Они часто экспериментировали с методами, которые могут показаться необычайно грубыми и чувственными на обычный взгляд. Эти методы считались эксцентричными, так как они включали в себя медитацию. перед обнаженной женщиной или мертвым телом и многие другие тяжелые техники. Многие выступали против этого и критиковали тантру, усматривая в таких методах просто повод к чувственной распущенности, а не стимулирующий духовный опыт.

Однако, присущие тантристу искренность и твердость доказывают обратное. Если он экспериментирует с сексом, алкоголем и наркотиками, то оценивать следует не его действия, но его ментальную позицию, осознание и цель, ради которой он практикует это. Если он призывает духов и совершает обряды и ритуалы, которые считаются обычно "черной магией", мы не должны выносить суждение о нем на основании его действий, но на основании мотивов, побуждающих его так поступать.

В этом заключается существенное различие между тантристом и обычным грубым индивидуумом, который может практиковать то же самое, но исключительно ради чувственного наслаждения и материальной выгоды. Благодаря этим методам тантрист систематически высвобождает скрытые в нем потенциальные мощные энергетические силы. Страсть, страх, ненависть, любовь, гнев и т.д. представляют собой энергетические силы, с которыми он встречается лицом к лицу. Прирученные должным образом, эти энергетические силы могут привести ко многим высшим состояниям. Во время медитации, если он способен сохранять свою концентрацию, они являются в форме видений, образов, звуков, ясных голосов, музыки и даже может происходить материализация различных объектов, животных и человеческих существ.

Отличительным качеством тантриста является его неустрашимость. Он не бывает подавлен никаким состоянием и не поддается страху. Человек слабой ментальной структуры, неустойчивых эмоций и рассеянного ума, осмелившись заняться подобной практикой, может пострадать от психического срыва, нервной депрессии и даже безумия.

Пураны также имеют дело с тантрической наукой. Они в основном аллегоричны, и в них тантрическая практика была еще более скрыта под одеянием мифологии. Пураны излагают легенды о дэвах и ракшасах (божественные и демонические существа) и через свои красочные истории ведут нас на путь тантры. Практика таттва шуддхи была извлечена из Шримад Дэви Бхагаватам и Маханирвана Тантры.

Поклонение шакти

Изучающий тантру заметит с самого начала тот важный факт, что, хотя наука тантры исповедует всеохватывающую реальность, она также признает и придерживается твердого убеждения в наличии двойственного аспекта "шивы" (сознания) и "шакти" (энергии). Шива есть статический принцип, который существует как чистое необусловленное сознание. Но только по велению шакти, кинетического принципа, который в ином случае остается неподвижным, побуждается к действию.

Это символически выражается в знаменитом Тандава Нритйа Шивы, т.е. в танце Шивы, из-за которого он был назван Натараджей. Каждому аспекту шивы соответствует аспект шакти. Если шива $!в тексте Шива с маленькой буквы> есть Шамбху, то шакти есть Шамбхави; если шива есть Махешвара, то шакти—Махешвари; Если шива—Бхайрава, то шакти—Бхайрави; если шива—Рудра, шакти—Раудри. Шива и шакти дополняют друг друга на каждом уровне.

Эта концепция была причиной появления секты Шактов, т.е. последователей философии шакти, которые считают ее всеохватывающей реальностью. В Шакта Пуранах, фактически, ставится вопрос, является ли высшая реальность мужчиной или женщиной. Шакты единодушно доказывают, что творцом вселенной могла быть только женщина, поскольку творение есть принцип, свойственный женщине, а не мужчине. Поклонение шакти достигло своего зенита только под влиянием тантры. Ведическая теология имела мужскую ориентацию, и богини или шакти получали лишь второстепенные роли. Иначе обстоит дело в тантре.

Вся тантрическая практика предназначена для пробуждения изначальной шакти или энергии, которая является женским или негативным принципом. Сознание не может проявиться без пробуждения этой энергии. Это заявление тантры подтверждается сегодняшней наукой. Согласно мнению современных физиков, материя и энергия взаимозаменяемы. Тантра делает еще один шаг и утверждает, что материя, энергия и сознание взаимозаменяемы. Но без энергии материя не может трансформироваться в чистое сознание. Поэтому в тантре шакти стоит наравне с шивой.

Проявление шивы/шакти в теле .

Тантра утверждает, что аспекты шакти и шивы (энергии и сознания) являются не абстракциями, но осязаемой реальностью, существующей в рамках структуры тела/ума. Тантра утверждает также, что шакти, которая представляет собой тончайшее проявление энергии, лежит, свернувшись, как змея, в основании позвоночника и известна как "кундалини", а шива или сознание располагается на верхушке головы, в области сахасрара чакры, высшего эволюционного центра в человеке.

Однако, из-за грубости тела/ума, которые руководятся чувственным опытом, эти две силы остаются у большинства людей в скрытом состоянии. Чтобы пробудить дремлющую силу кундалини, необходимо увеличить в месте ее расположения количество и качество праны, жизненной энергетической силы.

Пробужденная кундалини должна направляться вверх для соединения с шивой или сознанием в области сахасрары. Во время своего восхождения через шесть энергетических центров или чакр, которые являются хранилищами энергии, кундалини активизирует каждую из них. Эти чакры являются точками соединения "нади" или энергетических каналов и вибрируют с меняющейся частотой, от грубой до тонкой. Чакры изначально заключают в себе дремлющие творческие силы, которые отчасти проявляются в повседневной жизни. Полный потенциал чакр раскрывается только тогда, когда кундалини шакти проходит сквозь них на своем пути к шиве.

Основа тантрической садханы

Сущность тантрической садханы можно определить тремя стадиями "упасаны" или поклонения. С точки зрения тантриста, любые действия, какими бы мирскими они ни были, приобретают смысл и становятся средствами изменения нашего сознания, если они предлагаются высшей силе, пребывающей в нас или во вселенной. Эти три стадии упасаны следующие:

Ш+У+Д+Д+Х+И+—очищение грубых, тонких и психических элементов.

С+Т+Х+И+Т+И+—вдохновение, возникающее благодаря концентрации, которой достигают очищением или совершенствованием элементов.

А+Р+П+А+Н+А+—соединение с высшей силой в нас или раскрытие космического сознания.

Таким образом, шуддхи является основой всех тантрических садхан, независимо от того, практикуют ли вамачар, каулачар или ведачар. Это три основные категории тантрической садханы, и в каждой из них особое значение имеет шуддхи, как составная часть духовной практики и эволюции.

Тантризм отмечают как один из самых революционных и примечательных аспектов индийской философии благодаря его способности к объединению множества разнородных элементов. Неудивительно поэтому, что тот, кто начинает свой духовный поиск, легко может обнаружить подходящий ему путь, если обратится к тантрической литературе. Практика таттва шуддхи также была взята из этого обширного источника тантрической литературы.

Тантрическую практику легко отличить от других по широкому использованию в ней символики, священных формул и ритуально ориентированных методов. В тантре внешнее поклонение и ритуал необходимы, чтобы создавать благоприятную атмосферу для привлечения более тонких высших сил. Эти ритуалы, которые символизируют освобождение внутренних сил через эзотерическую садхану, зачастую представляют собой тщательно разработанные, до малейших деталей, процедуры, длящиеся по нескольку часов.

Что такое страхи и страсти, как не силы энергии? Эмоций, которые мы испытываем в нашей повседневной жизни, достаточно для того, чтобы свести человека с ума. Равновесие нарушается, и люди совершают безумные поступки, такие как убийство, насилие и т.п. Что случится, если ваш ум столкнется со всей скрытой в вас силой страха и страсти? Сможете вы справиться с этим? Но тантрист способен вызывать из своего подсознания любое состояние; он способен управлять этой мощной внутренней силой и превращать ее в тонкую и возвышенную силу, которой он сам руководит по своему желанию.

Однако, было обнаружено, что многие из этих методов приводили к возникающим из неисследованных измерений ума "умопомрачительным" переживаниям, которые были не под силу среднему индивидууму. Поэтому тантристы разработали другие методы, которые могли вести ищущего мягко и спокойно через последовательные состояния, в пределах его возможностей. Крайние методы были оставлены для тех, кто сохраняет силу и решительность перед лицом мощных внутренних состояний. Эти мягкие техники, которые закладывают основу для усиленной практики, включают в себя хатха йогу, крийа йогу, джапу и также таттва шуддхи.

Тантрическая литература

В тантрической литературе, конечно, перечисляются эти и некоторые другие методы. Однако, тантрическая литература необычайно обширна и часто недоступна для понимания большинства людей, так как она записана в символах, образах, мифах и аллегориях. Это сделано не без должного основания, потому что практика тантры в руках того, кто не преодолел своей инстинктивной природы, подобна динамиту в руках ребенка.

Тантрическая садхана в очень короткий срок обеспечивает результаты, которые проявляются как сиддхи или психические силы. Но эти сиддхи не имеют существенного значения для эволюции сознания. Скорее, они часто оказываются препятствием, так как многие ищущие остаются навсегда привязанными к достигнутым ими способностям. Поэтому тантрическое знание очень мудро скрывалось от мирян таким образом, чтобы только искренний ищущий мог понимать значение символики.

В целом, насчитывается шестьдесят четыре тантры, т.е. тантрических текстов, имеющих дело с различными предметами, такими как контроль над своим умом и также над умом другого, достижение бессмертия, обретение мужества и сексуальной силы и т.д. Тантрическая садхана дается искателю в соответствии с уровнем его развития. Существуют три степени садханы, известных как "стхула" (экзотерическая), "сукшма" (тонкая) и "пара" (трансцендентальная) и последовательно переходящая одна в другую. Различные методы пратйахары, такие как асана, пранайама, мудра, бандха и также все формы "пуджи" или поклонения можно отнести к категории стхула садханы. Сукшма садхану, которая развивается вследствие совершенства в практике стхула садханы, можно определить как процесс дхараны (концентрации) на мантре или символе ишта дэваты. Таким образом, ищущий постепенно приходит к стадии дхйаны, которая считается пара или высшей садханой, завершающейся в самадхи. Тантрическая наука так разнообразна, что содержит в себе пути для каждого человека. Даже тот, кто вообще не является "духовным", может найти в ней способ расширения своего сознания.

Тантрическая садхана дается искателю в соответствии с уровнем его развития. Существуют три степени садханы, известных как "стхула" (экзотерическая), "сукшма" (тонкая) и "пара" (трансцендентальная) и последовательно переходящая одна в другую. Различные методы пратйахары, такие как асана, пранайама, мудра, бандха и также все формы "пуджи" или поклонения можно отнести к категории стхула садханы. Сукшма садхану, которая развивается вследствие совершенства в практике стхула садханы, можно определить как процесс дхараны (концентрации) на мантре или символе ишта дэваты. Таким образом, ищущий постепенно приходит к стадии дхйаны, которая считается пара или высшей садханой, завершающейся в самадхи.

Тантра

Познание себя и своего всегда интересовало человечество, из-за чего и появилось много соответствующих учений и практик. Кроме того, далеко не последнее место в списке интересов занимают интимные взаимоотношения , которые уже давно имеют свое место в духовных практиках. В данном случае речь пойдет об одной из возможных вариаций таких отношений - тантрическом контакте, а что это такое и как достичь наивысшего блаженства - мы сейчас попробуем разобраться.

Что это такое

Прежде, чем разбираться в особенностях и техниках тантрического секса, необходимо понять, что такое тантра. На самом деле можно найти немало определений этого термина, но большинство из них слишком сложно объясняют его суть.

Прежде всего, тантра - это целая система техник и учений, занятия которой предусматривают обучение духовному экстазу и пониманию мира природы, таким, как он есть.

Понимание и доскональное изучение тантры способно повысить энергетический уровень практически до сверхъестественного сознания, а что касается именно , то здесь он рассматривается только как составляющая взаимоотношений, но не основная (к нему допускаются только «продвинутые»).

Важно! Тантра имеет очень много общего с , поскольку и та, и другая выступают психофизическими системами и предусматривают духовное и физическое развитие каждого практикующего. Именно по этой причине вместо понятия «тантра» иногда можно встретить термин «тантр-йога», что обозначает одну и ту же систему. Обе практики ставят перед собой одни , только пути их достижения разнятся.

Неотантра (тантрическое занятие любовью) - это не что иное, как западное понимание тантрических практик, в основе которых лежит интим. Обычно, такие учения содержат в себе методы из категории «нью эйдж» и современные интерпретации классических буддистских и индийских учений, что делает тантрический секс чем-то средним между ними.

Главное отличие традиционного варианта тантры от неотантры кроется в цели, с которой используется интимная близость. В первом случае секс рассматривается как один из методов получения просветления, а во втором - просто как возможность разнообразить свою интимную жизнь.

История происхождения

Развитие тантрических учений о сексе правильнее будет отслеживать, начиная от доведических первобытных племен Индии, а не от индуизма или Вед.

Не забывайте, что тантра предусматривает полную раскрепощенность, а значит, в порыве сексуального экстаза вы можете кричать, стонать и издавать другие желаемые звуки, из-за чего стоит заранее позаботиться о хорошей звукоизоляции помещения. Сдерживаться нельзя, поскольку сама суть учения будет утеряна.

Не менее важным условием является и физическая чистота тела, поскольку любые неприятные запахи или вкусы (как и приход нежданных гостей) могут отвлечь от важного занятия.

Постарайтесь хорошо очистить , и даже налет на языке, чтобы сделать свежим или нейтральным, а также не забудьте уделить должное внимание половым органам. Важным условием для занятия тантрическим сексом считается и абсолютное доверие партнеру, так как только так можно полностью расслабиться.
По этой причине опытные практики не рекомендуют часто менять партнеров, ведь у каждого должно быть для изучения , привязанностей и вкусов другого.

Ну и, наконец, не стоит забывать, что тантрический секс может растянуться на часы, ведь предусматривает не столько непосредственное сношение, сколько предшествующие ему сексуальные игры и нежные поглаживания, которые займут не менее двух часов.

Правда, разбить весь процесс на этапы достаточно сложно, поскольку это не те действия, которые можно подогнать под конкретные временные рамки, а значит, лучше практиковаться вечером или в выходные дни.

Подготовка к процессу

Учитывая тот факт, что тантрический секс отличается продолжительностью и требует немалой физической подготовки партнеров, готовиться к нему нужно регулярно. Впервые начинают выполнять за 1-2 месяца до первого контакта.


В дальнейшем проводится 1 раз в неделю по 10-20 минут, с отдыхом около 10 минут в конце.

Конечно, никто не просит голодать в течение двух дней (именно столько рекомендуется воздерживаться перед актом соития), но накануне близости желательно съесть что-то легкое (некоторые специалисты в этой области рекомендуют перед практикой употреблять афродизиаки: устрицы, кокос, арахис, и т. д.).
Следующей рекомендацией по подготовке к занятию является обучение совместному , то есть оба партнера должны дышать одновременно. Для этого партнерам нужно лечь так, чтобы они видели друг друга, представляя, как сквозь тела проходит энергия ярко-оранжевого цвета.

Одновременно с этим сохраняется спокойное и ритмичное дыхание. Именно в такой момент происходит единение партнеров, что рассматривается как обязательное условие тантрического секса.

Ну и, наконец, последним этапом подготовки будет соблюдение гигиенических требований и посещение ванной комнаты. Можно туда отправиться вместе с партнером, что только разнообразит , а аромамаслами расслабит и настроит на нужную волну.

Важно! Никакого физического контакта во время подготовки быть не должно, так как вся суть тантрического единения будет утрачена.


Основные методы и правила

Единой техники тантрического секса попросту не существует, ведь он состоит из нескольких практик, каждая из которых способна принести яркие ощущения, не испытываемые раннее.

При этом важно осознавать, что ни одна из них не позволит получить оргазм в том виде, в котором партнеры представляют себе его, но это не значит, что вы не испытаете огромную сексуальную разрядку и блаженство.

В этом случае высшая точка наслаждения - не что иное, как «яркие , растущие у обочины дороги», а сама дорога понимается как место путешествия пары, от которого партнеры и так получают огромное удовольствие.

К основным правилам тантрического секса стоит отнести:

  • Полную расслабленность партнеров (снизьте напряжение в теле, прислушайтесь к своему дыханию и представьте, что вы вместе впервые).
  • Тантрический массаж для разогрева, хотя многие от него отказываются, а зря (все прикосновения должны быть очень внимательными, медленными и сосредоточенными, представьте, что ваши попадают под самую кожу).

  • Выполняя все движения, не стоит думать о финишной прямой и быстром достижении оргазма, ведь кульминацией всего действия должно стать объединение ласк и внимательного в единое целое, достижение духовного и эмоционального единства (нужно понимать, что желание к приходит раньше, чем к , поэтому рекомендуется подстраиваться под женский ритм).
  • При тантрическом контакте можно использовать одну из специальных поз, а можно подобрать что-то свое, главное, чтобы все выполняемые действия были легкими и естественными. По этой причине самым удачным вариантом будет размещение влюбленных лицом друг к другу или на боку, а особой трепетности в отношения добавит размещение рук на груди друг у друга (для наибольшей эффективности напряжение должно быть полностью устранено).
  • Принимайте и радуйтесь всем движениям партнера, старайтесь плавно переходить от одного действия к другому, не замечая самого этого перехода (ощущение постоянной любви и понимания, вместе с беспрерывным легким движением дарят чувство невесомости, потери времени, что подтверждает правильность вашего пути, завершающим этапом которого и будет высшая точка наслаждения).


Правильное занятие тантрическим сексом - это не только физический акт ради получения удовольствия и инстинктов, это процесс, способный погрузить партнеров в мир наивысшего удовольствия, которое при желании может продолжаться практически бесконечно.

При стандартном занятии любовью вряд ли выйдет задействовать каждую клетку с помощью особенных вибраций. В этом и есть основное отличие ортодоксальных методов тантрического секса от более облегченных современных вариаций.

Тантрический секс: в чем преимущества

В любой восточной практике имеются свои преимущества и недостатки, но что касается описываемого тантрического секса, то достоинств тут предостаточно.

К основным из них стоит отнести:


Как видите, даже такого не очень обширного списка вполне достаточно для того, чтобы открыть в себе что-то новое, но прежде, чем заняться изучением практики, специалисты советуют устранить все свои психологические проблемы, хотя бы самые острые.

Занимаясь тантрическим сексом, совершенно не обязательно доходить до физической близости со своим партнером по занятиям, но в то же время многие отмечают положительный всплеск в реальной сексуальной жизни.

Поэтому, если вас интересует тантра, но смущает именно этот аспект - можете смело начинать изучение практики.

Я всегда сомневаюсь, прежде чем использовать слово «тантра», в особенности за пределами Индии, поскольку практически сразу же его интерпретируют неверно. Тантра - это не священный секс и не практика, ведущая к непрерывному оргазму. Начнём с того, что само слово «тантра» состоит из двух слов: «таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.

Таким образом, тантра - это наука, которая изучает освобождение сознания посредством расширения, увеличения энергии. В тантрической системе существует множество методов, ведущих к расширению энергетических потоков. И сексуальные аспекты тантры представляют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), «пранаямы» (дыхательные практики) и различные виды медитаций на тонком плане.

Но тантра - это гораздо больше, чем просто набор различных методов. Она предлагает нам глубокое, многоплановое и комплексное понимание человеческого ума и его возможностей для развития. Это глубинная психология внутренней трансформации. В то время как современная психология одержима патологиями человеческого ума, тантрические мастера исследуют высоты, которых может достичь здравый и целостный ум.

В наши дни то, что называют тантрой, представляется неким видом терапии для ума, который долгое время подавлял сексуальность в угоду общепринятым стандартам социально-религиозных институтов. Ведь большинство религиозных организаций распространяли весьма негативные суждения о сексуальности, так как понимали, что сексуальной энергией не так легко управлять, и, если заставить людей смотреть на неё как на грех, так проще всего будет их контролировать. Поэтому то, что новые тантрические школы сосредоточенны на развитии более здорового подхода человека к своему собственному телу и сексуальности, несомненно, полезно. Однако было бы преступно сузить тантру до подобных рамок.

Одна из причин, по которой произошла подобная подмена понятий, - недостаток традиционно подготовленных учителей. Линия преемственности - самое сердце тантры: эти знания всегда передавались от мастера к ученикам в процессе особой систематически выстроенной формы обучения. Поэтому без прохождения должной подготовки в соответствии с классической тантрической традицией, всё, что мы можем получить, не более чем личная интерпретация тантрических текстов, основанная на нашем мировоззрении.

В классической тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своём духовном развитии достиг того состояния, когда не оставалось стремления к физическому наслаждению. Таким образом, когда такие люди ощущали удовольствие, у них не возникало желания цепляться за него или продлевать. Их умы были в достаточной мере спокойными, чтобы испытывать радость существования более свободно. Находясь в этом состоянии, они могли использовать мощные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве топлива для ускорения своего духовного роста.

Для большинства людей эти мощные силы находятся за пределами сознательного уровня. В тантре мы стремимся использовать любую форму энергии, которая способна приблизить нас к освобождению. Когда наше медитативное состояние становится достаточно прочным, мы можем использовать эти неосвоенные виды энергии для того, чтобы ещё более усилить свою практику. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, когда эти силы активны, поскольку связанные с ними бессознательные паттерны настолько сильны, что чаще всего мы просто теряемся в них.

Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести определённый контроль над своими бессознательными паттернами. Их называли «вирья», что означает «воин» или «храбрый», поскольку они победили самые примитивные силы своего подсознания. Начинающих же учеников называли «пашу» - «животное», имея в виду, что они были всё ещё подвластны инстинктивным программам, заложенным природой.

Сексуальные аспекты тантры и другие практики, непосредственно работающие с подобными мощными инстинктивными силами, известны под названием «Вама Марга» или «путь левой руки». И снова нам важно понять, что практики тантры, связанные с сексуальностью, образуют лишь малую долю подхода Вама Марга. Существует и другое ответвление тантры, называемое «Самайя» или «внутренний путь». Это направление тантрических практик является более йогическим, медитативным, направленным вовнутрь. Здесь используются самые различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры (чакры и нади), заканчивая работой с энергиями божественных форм. Пробуждение космической энергии Кундалини является частью этой системы, которая называется Лайя-йога или Кундалини-йога (не путать с популярным направлением йоги, которое основал Йоги Бхаджан). Это и есть главный путь тантры. Все другие методы подпитывают его.

Внутри этой системы Кундалини существует уникальная группа практик, называемая Тантра Крийя. Являясь вершиной учения тантрического пути, эта серия продвинутых практик йоги долгое время удерживалась в секрете: скудные упоминания о них встречаются лишь в некоторых тантрических текстах.

Предполагается, что практика Тантра Крийи передаётся только в безопасном пространстве, возникающем во взаимоотношениях между учителем и учеником, предлагая последнему уникальный путь внутренней трансформации.

В отличие от подхода классической йоги, здесь мы не пытаемся работать с умом непосредственно. Вместо этого мы пробуждаем высшие состояния энергии, что приводит к абсолютно иному уровню сознания, в котором болтовня поверхностного ума перестаёт иметь значение. Применяя подобный радикальный подход к трансформации, мы вместо того, чтобы стараться сконцентрировать свои умственные способности, систематически разрушаем ограничивающие силы, которые находятся внутри нашего ума.

Мы синхронно выполняем сразу несколько отдельных техник, задействуя, таким образом, целый ряд различных аспектов своего существа одновременно. Мы соединяем пранаяму (дыхательные практики), мантру (священный звук), нади и чакры (тонкое тело), а также мудру и бандху (нервномышечные замки), и выполняем их все вместе, сидя в определённом положении. Тантрический путь сводит воедино все энергии, грубые и тонкие, образуя бинду в самом центре мандалы нашего существа. Она становится вратами в медитацию.

Фото: deepikamehtayoga/instagram.com