Чи сорока где была далеко. Конспект НОД «Сорока, сорока, где была? Далеко» план-конспект занятия по развитию речи на тему

Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

Сорока-сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил - nепленько,
Тут - горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели,
Шу! На голову сели.

Сорока . Русская Ладушки-ладушки. Сборник русских народных потешек. .

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать .

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Братья . Русская народная потешка.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить.

Мишке-середке - печку топить.

Тришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.

(с 9-месячного возраста)

Ладушки . Русская народная потешка.

- Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у… Полетели!

Н a головку сели,

Петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! -– говорят.

- Здорово, Васька - указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка.

Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.

Кто приехал . Болгарская народная потешка

Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Д a , да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Д a , да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Д a , да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Д a , да, да!

Апельсин .

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки

Он сердит на нас – беда;

Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки

Пять малышей .По мотивам английского фольклора

Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять...

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

Котята . По мотивам английского фольклора

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Загните большой палец.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое.

Загнуть мизинец

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал -

осталось два котенка.

Загнуть безымянный палец

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,

Загнуть средний палец.

А самый умный - тот,

оставшийся, последний,

Указательный палец приложите ко лбу

Он к миске подошел

и, как и должно киске,

Лакать за пятерых

стал молоко из миски.

Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.

Варежка

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

Все пальцы разжать, кроме большого.

В свой домишко не попал».

Разогнуть оставшийся согнутым палец

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Сжать пальцы в кулачок

Игра-потешка , называемая ещё иногда Сорока-сорока , предназначена для самых малышей. Она развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.

Игра эта описана ещё у В.И. Даля в «Пословицах русского народа», но вариантов стишка существует превеликое множество. Мы попытаемся описать основные.

Правила игры Сорока-белобока

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и приговаривая нехитрый стишок, трогайте его пальчики . Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладочшке ребёнка (как будто мешаем кашку):

Сорока-белобока
Где была? - Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.

На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор -
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
(загибаем мизинец)
Этому - на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому - на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому - поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому - не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Ничего тебе не дам!

Кстати, немногие знают, что у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит - воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
- Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
- Ну, на тебе - кашки-малашки!
- Ням-ням-ням...

Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),
На головку сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь - холодная вода (глядят ладонь ребенка).
Здесь - тёплая вода (гладят локть)
А здесь - кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала
(обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому - на ложечке
(ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому - на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому - на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому - на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил - тёпленько,
Тут - горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!

Видео игры:

Карпухина Н. Ю.
Оздоровительное и развивающее значение пальчиковых игр
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.

Хотелось бы сегодня привлечь ваше внимание к известной потешке «Сорока-белобока», созданной мудростью и талантом славянского народа. Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребеночка, развлекалочка неугомонного малыша. А не тут то было!
Эта игра, как и любая другая потешка (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет разностороннее воздействие на малыша: развивающее, оздоровительное, психологическое. Такие игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они являются и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребенка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития.
Для начала вспомним саму игру-потешку, попробуем проанализировать ее текст и сопроводительные движения с точки зрения оздоровления и развития.
Существуют множество вариантов текста этой потешки, здесь приведем только два.

Вариант 1.

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец):
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:

(Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая):
Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»):
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике):
Здесь водица теплая,
(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок):
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.

Вариант 2.
Сорока, сорока,
Сорока – белобока,
Кашку варила
Гостей скликала,
На порог скакала,
Гостей смотрела.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.

Этому дала на блюдечке,
Этому – на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому – поскребушки.
А этому – нет ничего.
Ручки ребеночка поднимают и кладут на головку (закрепление информации (психологический якорь)):
Шувы! Полетели,
На головку сели.
Пальчики взрослого двигаются по руке ребенка:
Тут пень, (дотрагиваются до запястья)
Тут колода, (до локтевого сгиба)
Тут студеная водица, (до плеча)
Тут кипяток, кипяток! (щекочут подмышкой).

Несмотря на разные варианты, движения, сопровождающие текст в основном следующие:
Сначала водят указательным пальчиком (своим или ребенка) по ладошке. Направление – нигде не указывается. Но в основном все непроизвольно водят на левой ладошке по часовой стрелке, на правой - против. Иначе говоря, внутрь от большого к мизинцу.
Затем либо загибают пальчики, либо перебирают их (массируя каждый снизу вверх или сверху вниз) по одному.
Начинают загибать пальчики в разных вариантах по-разному: и с мизинца, и с большого пальца.
Но правильнее начинать с мизинца. Объясню почему:
1). Естественное продолжение движения, остановились возле мизинца и начинаем с него.
2). Необходимо чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец – нет. Ведь он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, в которых все пальчики вместе, а большой – отдельно. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.
3). Существуют и другие потешки, в которых точно надо начинать с мизинчика, акцентируя внимание в конце на большом пальце. Например:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.
Существует продолжение потешки, в котором пальцы взрослого поднимаются от ладошки по ручке малыша (щекочут), останавливаясь (топчутся пальчиками) обычно на запястье, на локтевом сгибе, на плечике, в конце щекоча под мышкой.
Итак, мы имеем, что эта древняя игра представляет собой определенные упражнения и массаж для пальцев и всей кисти ребеночка, сопровождающая ритмичными рифмовками.
Известно, что движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Территория проекции кисти и, особенно, большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Было замечено, что игры участием рук и пальцев (типа нашей традиционной «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. (10) Великий немецкий философ И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.(10)
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина) (7).
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. (6)
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. (13)
Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество потешек, таких как «Сорока-белобока», в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать: понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Когда же начинать такие игры-упражнения?
Начинают многие мамы играть в «Сороку» со своим малышом очень рано, некоторые прямо с рождения. Как вы знаете, ребеночек рождается с набором рефлексов, один из них "хватательный": если вложить указательные пальцы ребенку в ладошки, и он крепко ухватится за них, так что его можно даже приподнять. Также ребенок способен долго не выпускать из рук предмет. Все эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в осознанное умение брать и отпускать. Это произойдет примерно в 4 месяца. Сначала малыш сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Получается, что наши древние прабабушки, играя в «Сороку» со своим чадом, побуждали его поскорее раскрыть ладошку, которой отведена важная роль в познании мира путем осязания, т.е. тренировали хватательный рефлекс своего малыша. А сегодня учеными доказано, что чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Время идет, и наш малыш растет дальше. Игрушки привлекают его уже всерьез – ребенок может их брать в руку, тащить в рот. Скоро этот навык станет устойчивым и совершенно естественным. Теперь самое время вырабатывать правильный захват ручкой. То есть необходимо уделить внимание большому пальцу, постараться, чтобы большой палец малыша противостоял всем остальным. Именно здесь берет начало навык правильного письма, правильного удерживания карандаша, ручки. Еще раз вспомним, что говорится о большом пальце в нашей любимой «Сороке-вороне»:
Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.
В другом варианте: Прочь, прочь, прочь отсюда.
Задача упражнения, сопровождающего эту часть потешки, – расслабить большой палец и вывести его из-под «прикрытия» остальных пальчиков.
Игра «Сорока-белобока» растет вместе с малышом. Сначала мама сама играла с рукой ребеночка, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку - ребенок был пассивен. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а ребенок действует пальчиками уже самостоятельно.
Еще позже ребенок становится "создателем" игры. И слова, и движения - все ему подвластно. В процессе игры, когда пальчики превращаются в разных персонажей, ребёнок растирает свои пальчики, массирует, сгибает и разгибает их, учится координировать свои движения.
Заметим, что к тому же мама, занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм малыша. Она целенаправленно (по замыслу потешки) влияет на рефлексогенные зоны, расположенные на кисти ребеночка, воздействие на которые вызывают определенные действия на внутренние органы. Эти зоны способны воспринимать внешние раздражения и переводить их в нервные сигналы, а затем через центральную нервную систему изменять и нормализовывать функции органов. (1) По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. (10) Еще древнегреческий философ Анаксагора писал: «Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Регулярные пальчиковые упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Итак, потешка «Сорока-белобока» помогает малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью – одним из главных умений ребёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. И в это же самое время она, как и любая другая народная потешка, доносит до бессознательного ребенка на совершенно ином уровне определенную генетическую информацию, формирующую традиционное мировоззрение.
Попробуем разобраться – какую именно. Речь в потешке идет о Сороке-белобоке, которая варит кашку для деток или гостей.
С одной стороны, сорока символизируется с вредоносной силой: так как по народным приметам – она предвестник чего-то плохого, к тому же в ее названии содержится слово «сорок» (число вредоносных сил). С другой стороны, смысл потешки связан с праздником «Сараки», который справляется славянами на весеннее равноденствие 22 марта (когда после 40-дневного периода исчезновения, созвездие Плеяд опять появляется на небосклоне). А по традиции славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда (2).
Т.е. можно сказать, что речь идет о некой силе, приносящей вред или пользу, в зависимости от уважения к предкам, их почитания.
Для поминания предков у славян существует в году 5 поминальных дней – «дзяды», эти дни требуют от славян строго поведения, соблюдение определенных ритуалов, в частности приготовление кушанья – поминальной каши, которой «кормят дедушек» (в потешке - детушки или гости) и откупаются от этой силы.
Кто поминает предков как положено, причем все пять поминальных дней (пять пальцев), тому предки (эта сила) помогают во всем: «этому дала» здоровье, достаток, счастье и т.п.
Но если человеком не были совершены действия, соответствующие четырем стихиям:
Он дров не рубил (ветер),
Воду не носил (вода),
Печку не топил (огонь)
Кашу не варил (земля)
(здесь имеется в виду процесс приготовления).
И, соответственно, он в результате не приготовил обрядовую поминальную кашу из зерна (мистического союза четырех стихий Огня, Воды, Земли и Ветра) для предков (иначе говоря, он просто не поминает предков, не оказывает им почтения и уважения). Соответственно, этот человек «ничего не получает» от своих предков, своего Рода. Более того, он ни от чего не застрахован: «хто дзядоу не уважаее, таму уселяк бываець» (3).
Но в продолжении потешки есть надежда, что даже если, что-то сделал не так, то все можно исправить, содержится нравственный урок, когда пальчик начинает исправляться.
И вот, что еще примечательно, по замыслу потешки внимание акцентируется на криницах силы - запястье, локте и плече (возможно, происходит их активизация) и полное расслабление с помощью щекотания.
Подводя итог всему сказанному, получается, что такие немудренные (на первый взгляд) традиционные игры как «Сорока-белобока», в которые уже на протяжении многих веков играют мамы и бабушки со своими крошками, доставляют не только им радость и удовольствие, а непосредственно влияют на развитие мозга, интеллекта, речи ребенка, на нормальное функционирование внутренних органов, помогают овладеть бесценным даром народного слова, и, пробуждая генетическую память, формируют традиционное миропонимание и мироощущение. Другими слова имеют мощное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье малыша.
Сорока-белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки - «варите кашу»),
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки и стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому - на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому - на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому - на ухвате (Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому - на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).

— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

— Сорока-сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели,
Шу! На голову сели.