Профессиональный массаж ребенку 5 месяцев. Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни

Благотворное влияние на физическое и психическое развитие грудного ребенка оказывают массаж и гимнастика. Они улучшают дыхание и кровообращение, тонизируют нервную систему, активизируют обмен веществ, повышают двигательную активность ребенка, оказывают положительное действие на его настроение, сон и аппетит.

Перед тем, как приступать к массажу и гимнастике, надо ознакомиться с техникой этих процедур. Полезные советы по этим вопросам мать может получить у врача-педиатра и медицинской сестры, которые наблюдают ребенка в условиях детской поликлиники. Мы остановимся лишь на общих принципах проведения массажа и гимнастики у детей первого года жизни.

Общий массаж выполняется детям до 6 мес, позже его делают только детям с ослабленными мышцами и дряблой кожей при рахите, гипотрофии (истощении) и некоторых других зат болеваниях. Однако местный массаж (спины, живота) полезен совершенно здоровым детям и во втором полугодии жизни.

Техника массажа бывает разная: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Перед массажем ребенка раздевают, укладывают на стол, покрытый вчетверо сложенным байковым одеялом. Поверх одеяла кладут клеенку, а на нее – пеленку. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, без колец и часов. Нельзя делать массаж руками, если на пальцах длинные ногти, заусеницы, грубые мозоли, гнойнички. Во время массажа желательно поддерживать с ребенком речевой контакт: обращать к нему ласковую речь, улыбаться. Каждое массирующее движение делают неторопливо, плавно и повторяют 2-4 раза. Массаж производят раз в день за 1 ч до еды или через 1 ч после приема пищи. Обязательно учитываются возраст ребенка, его индивидуальные реакции на процедуру. Перед последней необходимо хорошо проветрить комнату. Оптимальная температура в помещении – 22-24 °С.

Техника массажа. Во время массажа рук и ног ребенок лежит на спине. Большой палец своей левой руки мать вкладывает в правую кисть ребенка, придерживая его руку остальными пальцами, правой рукой она делает поглаживающие движения в направлении от кисти к плечу. При массаже левой руки ребенка ее держат правой рукой, а массируют левой. Правую ногу ребенка мать кладет на свою правую ладонь и поглаживает ее левой рукой. Массаж левой ноги осуществляется правой рукой, а левой рукой удерживают ногу ребенка. Коленные суставы на массируют.

Поглаживание – основная форма массажа в грудном возрасте, которую применяют уже с 3-4-й недели жизни ребенка. В первые месяцы полезно поглаживание ладонью передней поверхности грудной клетки, межреберных промежутков кожи и спины. Продолжительность массажа постепенно увеличивают с 1 до 3-4 мин.

С 3-4 мес применяют более энергичные формы массажа – растирание, разминание и похлопывание. Растирать ребенка можно одной или двумя ладонями, производя продольные либо круговые движения. Разминать мышцы удобно тремя пальцами – указательным, средним и безымянным, делая поступательные и круговые движения.

Массаж целесообразен перед гимнастическими упражнениями и после них. Нельзя делать массаж при гнойничковых и других распространенных заболеваниях кожи у ребенка, а также при острых заболеваниях организма.

Правила гимнастики для новорожденных

Гимнастику можно начинать, когда ребенку исполнится полтора месяца. Для детей грудного возраста приемлемы три вида движений – рефлекторные, пассивные и активные. Рефлекторные движения являются реакцией на изменения положения тела, конечностей или головы, на раздражение кожи (например, легкое щекотание). Пассивные движения ребенок совершает не по своей воле, а благодаря усилиям матери, приводящей в движение руки, ноги, туловище, голову малыша в соответствии с задачами гимнастики. Активные же движения ребенок выполняет самостоятельно, в процессе гимнастических упражнений, проводимых по определенной системе.

До 3 мес у ребенка сохраняется характерное для этого возраста повышение тонуса (напряжение) сгибательных мышц рук и ног, поэтому пассивные движения противопоказаны, но допустимы движения рефлекторные. Так, когда ребенка кладут на живот, он рефлекторно поднимает голову и верхнюю часть туловища. Если положить младенца на живот с согнутыми ногами, а затем приставить ладонь к его стопам, он будет рефлекторно разгибать ноги и продвигаться вперед (рефлекторное ползание).

Весьма просто вызвать двигательные рефлексы на звуковые и зрительные раздражения, например на большую погремушку. Движения игрушки вправо, влево, вверх обусловливают соответствующие движения головы и туловища ребенка, лежащего на животе или спине. Можно сделать так, чтобы малыш пополз за игрушкой. Например, ребенок лежит на животе с полусогнутыми ногами, которые упираются в ладонь матери. Мать кладет игрушку недалеко от него и словами «достань игрушку» стимулирует ползание. В дальнейшем, когда ребенок научится ползать самостоятельно, этот двигательный акт стимулируется при помощи яркой игрушки, которую мать кладет в манеже на расстоянии 50-60 см от него так, чтобы игрушка была в поле зрения малыша.

Развитие хватательного рефлекса

Для развития хватательных движений мать прикасается игрушкой к ладони ребенка, вызывая хватательный рефлекс. Это упражнение можно делать при положении ребенка на животе или спине. Укреплению мышц ног в возрасте 3-5 мес способствует пританцовывание: мать поддерживает стоящего ребенка под мышки и несколько раз (3-4) приподнимает его и опускает ножками на поверхность стола. Ребенок при этом рефлекторно упруго отталкивается, как бы пританцовывая. К рефлекторным движениям относится также поворот со спины на живот, осуществляемый с помощью матери. Для этого она удерживает снизу голени ребенка левой рукой, в указательный палец правой руки вкладывает в кисть левой руки ребенка (он рефлекторно сжимает палец матери). Затем мать осторожно переворачивает младенца со спины на живот.

Начиная с 3-4-го месяца жизни ребенка в комплексы пассивных движений постепенно включают движения активные. Так, в 3 мес полезны такие активные движения, как скрещивание рук на груди и отведение их, сгибание и разгибание ног и рук. Допустимы и такие активные движения, как «скользящие» шаги: ребенок лежит на спине, а мать поочередно сгибает и разгибает его ноги, которые скользят своими внутренними поверхностями одна о другую.

В 4-6 мес ребенок пытается приседать, удерживаясь за руки матери или какой-либо предмет, с 5-6 мес дети могут садиться, опираясь лишь слегка, или даже самостоятельно. В этот период мать должна всячески поощрять ползание ребенка, для чего удобен небольшой манеж с твердым дном. Вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно ребенок поворачивается с живота на спину и наоборот.

Развитие навыка ходьбы

Целый ряд упражнений подготавливают ребенка к устойчивому стоянию и ходьбе. Они выполняются с 8 до 12 мес. В это время дети довольно хорошо стоят, делают первые неуверенные шаги. Свободная, уверенная ходьба вырабатывается на втором году жизни. К таким упражнениям относится вставание на ноги из положения сидя или лежа: мать берет ребенка 7-8 мес под мышки и ставит его на ножки, через несколько секунд она возвращает его в положение сидя или лежа. Необходимо, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо упирался ножками. Это упражнение повторяют несколько раз в течение дня. Полезно доставать игрушку, находящуюся выше сидящего ребенка. При этом он встает. Упражнение можно повторять, меняя игрушки.

Укреплению мышц спины и брюшного пресса способствуют наклоны туловища. Это упражнение выполняется в положении ребенка стоя, мать стоит сзади, лица обоих обращены в одну сторону. Удерживая ребенка обеими руками за переднюю часть ног и живот, мать чуть наклоняет туловище малыша и в это время убирает ту руку, которая располагается на животе. Ребенок при этом наклоняется, рефлекторно напрягая мышцы спины и брюшного пресса, а затем выпрямляется. Упражнение повторяют 3-4 раза.

Существует и много других упражнений для физического развития ребенка. Родители, однако, не должны добиваться, чтобы ребенок преждевременно садился, стоял, ходил, так как возможны искривление ног и позвоночника, деформация грудной клетки.





Пятимесячные дети эмоциональны и любознательны. Но их потребность в изучении мира ограничивается физическими навыками, а точнее, их отсутствием. Несмотря на то, что к этому возрасту ребенок многого достиг и многому научился, наиболее сложный и интенсивный этап его развития еще только начинается. Помочь крохе - посильная задача для заботливых родителей. О том, какие физические упражнения в этом возрасте стоит ввести в комплекс зарядки, мы расскажем в этой статье.

Особенности физического развития в возрасте полугода

Если вашему ребенку уже 5-6 месяцев, можно с уверенностью говорить о том, что он научился улыбаться и выражать свои эмоции. Также малютки этой возрастной категории уже хорошо удерживают головку, если лежат на животике, более осознанно совершают движения ручками и ножками, умеют хватать интересующие их предметы и игрушки. Лежать и ничего не делать пятимесячные и шестимесячные младенцы уже никак не могут - это выше их сил.

Многие дети отлично переворачиваются - со спины на живот и обратно. Некоторые уже предпринимают попытки присаживаться. Все эти многочисленные умения непременно нужно использовать, планируя комплекс занятий для ребенка.

В пять месяцев ребенок начинает активно изучать собственное тело. На психическом уровне происходит совершенствование первых речевых навыков, кроха уже умеет произносить некоторые отдельные звуки и даже слоги, а также активно развиваются его мышление и внимание.

Периоды бодрствования стали еще более длительными, спит чадо теперь максимум 15-16 часов в сутки. Все остальное время он нуждается в общении - тактильном, речевом, эмоциональном. Все эти виды общения и должны стать обязательными при совершении гимнастических упражнений.

Без этих трех составляющих даже самые полезные, с точки зрения анатомии, упражнения не будут приносить желаемого результата.

В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что движения его туловища и конечностей могут быть управляемыми, и управлять ими может он сам. Это приводит деток в неописуемый восторг. Зарядка, дополненная упражнениями, соответствующими потребностям возраста, будет восприниматься ребенком с удовольствием и принесет немало пользы.

Польза гимнастики

Малыш в свои 5-6 месяцев находится на пороге новых открытий: скоро он начнет сидеть, ползать, а потом и вставать на ножки. Гимнастика должна соответствовать его двигательным умениям и способствовать развитию новых - обязательно включите в ежедневную программу занятий с ребенком упражнения для стимулирования ползания, укрепления мышц спины, груди, рук. Это потребуется для того, чтобы грудничок смог быстрее сесть. Присаживать насильно не нужно - это вредно и опасно, а вот помочь ребенку укрепить определенные группы мышц - отличная инициатива любящих родителей.

Гимнастика в этом возрасте способствует лучшему пониманию устройства собственного тела, а это как раз именно то, что волнует сейчас малыша. При регулярной физической нагрузке укрепляются суставы и костный аппарат, становятся более эластичными мышцы. Все это сослужит добрую службу тогда, когда ребенок начнет принимать вертикальное положение: ему будет легче сесть, встать и, в конечном итоге, пойти.

Физические упражнения улучшают кровоснабжение конечностей, мышечной ткани, кожных покровов. Это положительно сказывается на формировании иммунитета малютки. Замечено, что дети, с которыми каждый день делают гимнастику, реже болеют, а если такое и случается, то заболевание протекает легче и практически не случается осложнений.

Тактильный контакт, который ребенок испытывает во время гимнастики и предшествующего ей массажа, позитивно сказывается на работе нервных рецепторов кожи в частности и всей нервной системы в целом. Ребенок, которому дают адекватные возрасту физические нагрузки, лучше засыпает, отличается отменным аппетитом, у него реже случаются запоры.

Малютки, с которыми мама каждый день занимается, более гармонично развиваются, их потребность в общении удовлетворяется. Такие дети раньше осваивают речь, а в дальнейшем – демонстрируют более богатые способности к обучению.

Если у ребенка есть определенные неврологические или опорно-двигательные нарушения, ему предписан особый, лечебный массаж и упражнения из комплекса лечебной физкультуры (ЛФК).

К таким комплексам добавлять новые упражнения рекомендуется исключительно с разрешения лечащего врача или участкового педиатра.

Зарядка, учитывая возросшую подвижность ребенка, должна быть дополнена активными упражнениями, которые малыш будет выполнять не только потому, что мама крепко держит его пяточки или ручки, но и потому, что ему самому будет интересно совершить определенное физическое действие. Не забывайте организовывать занятия с сопровождением музыки, читайте стихи и пойте песенки – подойдут «Рельсы-шпалы», и «У жирафа пятна-пятна, пятнышки везде».

Эти песенки помогут малышу лучше изучить свое тело. Вообще, все упражнения должны стать максимально эмоциональными и веселыми, чтобы малютке не было скучно. Ниже мы приводим перечень самых веселых и занимательных (и полезных!) упражнений для детей указанного возраста:

    «Поймай меня!». Это упражнение направлено на развитие координации движений рук. Положите ребенка на спинку, справа от него поставьте включенную звуковую игрушку. Когда малыш возьмет ее одной рукой, заводите и ставьте слева вторую игрушку, которая будет звучать иначе. Задача малыша - взять вторую игрушку второй рукой и, хотя бы непродолжительное время, удерживать обе игрушки двумя руками.

  • «Стульчик». Это упражнение делают для того, чтобы помочь ребенку освоить навык сидения. Лежащему на спине малышу, мама протягивает собственные указательные пальцы. Задача ребенка - ухватиться за них и подтягивая корпус на руках, продолжая держаться за руки мамы, приподнимать туловище, стараясь сесть. Не нужно тащить ребенка. Если его мышцы не готовы к сидению, присаживать не надо. Важно, чтобы инициатива перемены положения тела при вашей поддержке принадлежала именно малышу. Исключите подъем туловища до состояния прямого угла, будет хорошо, если для начала ребенок сможет подниматься на 30-45 градусов по отношению к поверхности, на которой делается гимнастика.

  • «Перышко». Полезным для позвоночника и мышцы спины будет данное упражнение. Подведите ребенку, лежащему на спине, расправленную открытую ладонь под спину и слегка приподнимите малыша над поверхностью, подстраховывая его сверху второй рукой. В идеале ребенок прогнется, напряжет спинку и мышцы животика. Проделывайте это упражнение от 5 до 10 раз.

  • «Оловянный солдатик». Ребенку, который уже начинает предпринимать самостоятельные попытки сесть, можно предложить новое упражнение, которое покажет ему, что вертикальное положение тела - совсем не страшное. Обхватите ребенка руками за грудную клетку по бокам и около половины минуты удерживайте его в вертикальном положением с опорой ножками о твердую поверхность. За зарядку можно повторить этот прием от 2 до 4 раз.

Если ребенок не начал присаживаться, такое упражнение проводить не следует.

  • «Котята-щенята». Это упражнение направлено на поддержку ползательных навыков. Положите малыша на животик и подведите под живот свою расправленную ладонь. Аккуратно, второй рукой придерживая малыша за спинку, начинайте приподнимать малютку в положение, при котором он будет опираться о поверхность коленями и ручками. Несколько секунд удерживайте ребенка в таком положении, а потому плавно опускайте в исходное положение.

    «Я – сам!». Такое упражнение эффективно развивает все группы мышцы, стимулирует сидение и совершенствует вестибулярный аппарат. Приподнимите ребенка под мышки и удерживайте вертикально. Предварительно положите ему прямо под ножки перед носочками игрушку, за которой ему захочется наклониться. Придерживая его за грудь, помогайте крохе нагнуться через приседание. После того, как игрушка окажется в руках малютки, плавно поднимите его в исходное положение. Будет достаточно повторить прием 2-3 раза.

    «Щекотун». Такой прием послужит укреплению мышц стопы, ведь не за горами день, когда ребенок начнет вставать с опорой на эту часть тела. Возьмите пяточку в свои руки и проведите указательным пальцем от третьего пальца ножки, от носочка к пяточке, прямую линию. При этом ребенок будет сгибать и разгибать стопу.

Помимо этих упражнений, мама может продолжать проводить традиционную «Гусеничку», при которой малыш будет тянуться и пытаться ползти на животе за игрушкой. Можно усложнить упражнение, поставив перед ребенком две игрушки. Если постараться, со временем он захватит двумя ручками оба предмета. Также можно начинать делать упражнение «Тачка», если ручки ребенка достаточно сильные (мама держит ребенка за ноги, руками он переступает по поверхности).

  • Если погода и время года позволяют, проводите занятие без одежды, а летом - на улице;
  • Обязательно начинайте гимнастику с общего массажа, чтобы мышцы ребенка были «разогретыми» для последующей нагрузки;
  • Занятие оптимально провести в первой половине дня, ведь оно оказывает возбуждающее действие, и может стать причиной нарушений сна, если сделать его вечером;
  • Не проводите занятие, если малыш капризничает.

Подробнее о гимнастике для детей 5-6 месяцев смотрите в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Идеальным методом укрепления организма и повышения здоровья является массаж ребенку 5 месяцев. Именно в этом возрасте малыш начинает активно двигаться. Он уже не лежит на кровати – малыш все чаще начинает переворачиваться с живота на спину и наоборот. Ребенок требует особого внимания и родительской любви в этот непростой период. Хоть малыш и не может встать с кроватки, он испытывает нетерпение и требует общения, если долгое время находится там один. Почему бы не совместить приятное с полезным: поиграть с малышом и сделать ему массаж?

Польза и вред процедуры

Цель массажных и гимнастических упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие спинных мышц. Процедура оказывает благотворное влияние на нервную и иммунную системы, укрепляет мышцы и способствует правильному развитию ребенка. Также массаж активизирует малыша и подталкивает его к физической активности. Вскоре ваше чадо начнет ползать и сидеть, и мускулы спины должны быть подготовлены к этому периоду.

Массаж необходимо проводить при перекосе тазовых костей, кривошее, сколиозе, любых видах плоскостопия. Процедуру также назначают при неврологических болезнях. Если малыш поворачивает головку только налево или только направо, массаж также обязателен к проведению. Снизить беспокойство ребенка при коликах, избавить его от головной боли и бессонницы поможет расслабляющий вариант процедуры.

Процедура массажа ребенку 5 месяцев и гимнастика имеют некоторые противопоказания. Это онкологические заболевания, болезни сердца, период после операции и различные гнойные заболевания кожи. Будьте осторожны, если у ребенка увеличена печень – в области этого органа необходимо снижать нагрузку. Противопоказаны любые активные движения в области живота: органы брюшной полости сформированы не до конца.

По сравнению с прошлыми месяцами, массаж пятимесячному ребенку можно проводить с помощью активных и интенсивных движений. Но все же следите за тем, чтобы малышу не было больно.

Чтобы помочь ребенку сделать движения согласованными, научить управлять своим телом, необходимо регулярно проводить массаж и гимнастику. Пока ему не хватает навыков и силы, чтобы двигаться полноценно. Итак, как делать массаж ребенку 5 месяцев? Пользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

  • длительность сеанса – от 10 до 30 минут;
  • улыбайтесь, общайтесь с малышом – любое ваше настроение обязательно передастся ему, поэтому не начинайте массаж, если чувствуете себя плохо или подавлено;
  • вы также можете включить детские песни, чтобы создать дружелюбную и приятную для малыша атмосферу;
  • если ребенок хочет выполнить какое-либо действие во время массажа (перевернуться, поднять голову), позвольте ему сделать это;
  • используйте массажные масла или детские кремы, чтобы увлажнить кожу рук и мягче воздействовать на тело ребенка;
  • для закрепления результата посмотрите видео массажа ребенку 5 месяцев при повышенном тонусе мышц – движения, выполненные специалистом, помогут вам сориентироваться и не ошибиться;
  • не используйте ходунки для ребенка, который не умеет ходить, при необходимости закажите малышу специальную ортопедическую обувь;
  • не забывайте вымыть руки перед сеансом, снять с них все украшения;
  • повторяйте все массажные приемы по несколько раз;
  • занятия проводите в обед или вечером, но не перед сном;
  • чтобы выработать у ребенка чувство ритма, во время процедуры громко произносите в такт движениям: раз, два, три, четыре;
  • время от времени кладите ребенка на чистый ковер или кровать, чтобы он мог свободно передвигаться.

Внимательно следите за настроением ребенка. Подбирайте упражнения индивидуально: если малышу не нравится какой-либо прием, исключите его из программы.

Техника выполнения массажа-гимнастики

Упражнения техники схожи с занятиями, которые вы проводили с ребенком один месяц назад. В массаже используются движения поглаживания, разминания и растирания. Так же добавлены более активные движения и упражнения на развитие моторики рук и лицевых мышц. Чтобы выполнить массаж 5-месячному ребенку, следуйте рекомендуемой технике:


Если вы сомневаетесь, можно ли вашему ребенку выполнять то или иное упражнение, проводите сеанс массажа только после консультации с врачом.

Процедура массажа ребенку в 5 месяцев поможет укрепить организм и сделать ваши отношения с ребенком еще крепче и ближе. Родители для малыша – весь мир, поэтому особенно важно как можно больше общаться с ребенком, налаживая телесный и эмоциональный контакт. Ребенок должен чувствовать, что о нем заботятся. Проводите сеансы ежедневно, и тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким, здоровым и счастливым.

Видео-инструкция мамам

Гепертонус мышц-разгибателей рук и ног уже полностью проходит. Движения ребенка становятся согласованными, он уже понимает, как нужно управлять своим телом, чтобы получить желаемое, просто пока еще ему не хватает физических навыков и силы мышц, чтобы полностью удовлетворять свои потребности.

В 5 месяцев малыш уже умеет переворачиваться со спины на живот, некоторые дети уже переворачиваются и через правый, и через левый бок. Примерно в 5,5 месяцев кроха совершает уже первые попытки к ползанию, он пытается в позе лежа на животе, подтягивать ножки, перебирать ручками.

Некоторое малыши подтягивают и отталкиваются ножками из позы лягушки и таким образом начинают ползать, другие двигаются по кругу, отталкиваясь разведенными в стороны ногами, есть малыши, которые осваивают технику перекатывания до интересующего их места или предмета.

Некоторые, особенно пухлые детки, ленятся в этот период активно двигаться, потому нужно создавать им для этого условия. Выкладывайте малыша на пол или на широкую кровать, где есть большое пространство для передвижения, заинтересовывайте кроху игрушками, пусть он тянется к ним. Ребенок ставит себе целью схватить интересующий его предмет, затем осмотреть, изучить на вкус (все малыши сейчас все тянут в рот, это способ изучения окружающего мира и предметов), затем кроха бросает игрушку и опять тянется, чтобы схватить эту же или следующую игрушку.

Большинство упражнений остаются теми же, что , потому мы не будем их подробно описывать.

Массаж и гимнастика для ребенка 5 месяцев

1. Массаж рук . Выполняется поглаживание, кольцевое растирание, щипцеобразное разминание и завершается упражнение опять поглаживанием. По 3-4 движения на каждой руке.

2. Скрещивание рук на груди, круговые движения руками . Добавьте сгибания и разгибания рук в суставе кисти, в локтевом суставе, по 4-5 упражнений на каждую руку.

3. Массаж ног . Начинается с поглаживаний (2-3 раза), затем выполняйте кольцевое растирание, поглаживание, затем разминание или валяние, завершите упражнение опять серией поглаживаний. Каждой движение выполняйте по 2-3 раза.

4. Скользящий шаг . Для выполнения упражнения ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях так, чтобы стопы стояли на столе (на поверхности, где вы проводите массаж), теперь выполняйте разгибания и сгибания ног так, чтобы стопы скользили по поверхности стола. Выполняйте упражнение в быстром темпе 6-8 раз каждой ногой.

5. Массаж спины и ягодиц . Начинаем с поглаживаний, затем добавляем разминание и растирание. Разминание можно проводить методом сдвигания или накатывания тканей, для этого ткани смещаются и как бы полукружно раздавливаются. После проведите серию поглаживаний и можно выполнить растирание пилением. Кожа малыша должна слегка порозоветь во время массажа. Ягодички можно размять поколачиванием, рублением. Не забывайте между сериями ритмичных движений вставлять поглаживания. Нельзя выполнять поколачивания в области почек и поясницы малыша.

6. «Парение» на животе , выполняется течение нескольких секунд.

7. Массаж живота . Круговое поглаживание, поглаживание вдоль косых и прямых мышц живота, затем растирание пилением, поглаживание и пощипывание области вокруг пупка. Завершаем поглаживанием. По 2-3 движения на каждый прием. Можно также добавить спиралевидные растирания вдоль косых и прямых мышц живота.

8. Присаживание малыша . Выполняется 1-3 раза.

9. Поворот со спины на животик . По 1-2 раза в каждую сторону.

10. Массаж стоп . Выполните поглаживание, затем разминание, опять поглаживание, поколачивание и опять поглаживание стоп (по 2-3 раза). Затем сгибания и разгибания стоп по 2-3 раза.

11. Подтанцовывание . Малыш с поддержкой под мышки в вертикальном положении перебирает ножками, как бы пританцовывая. Следите за тем, чтобы кроха упирался в поверхность стола всей стопой, а не танцевал на носочках.

12. Массаж груди . Начинаем с поглаживаний и отглаживаний, затем 2-3 раза вибрация и опять поглаживания.

13. «Бокс» . Выполняйте ритмичные боксирующие движения ручками ребенка.

14. «Велосипед» — это ритмичные попеременные сгибания и разгибания ног ребенка.

15. «Парение» на спине . Приподнимите ребенка так, чтобы ваши руки охватывали задне-боковую поверхность его тела в области грудной клетки, малыш должен поднять головку вперед, чтобы удержать положение тела. Если кроха запрокидывает головку назад, то подождите пока с выполнением этого упражнения. Постепенно переводите малыша в полувертикальное положение, держите его в такой позе несколько секунд.

16. Ползание из позы лягушки , как описано в начале.

Элементы массажа и гимнастики ребенку в 5 месяцев — видео:

Комплекс упражнений для ребенка 5-6 месяцев. Оздоровительный и укрепляющий массаж для грудничков. Делаем самостоятельно, в домашних условиях.

У ребенка в возрасте 5 -6 месяцев быстро развивается скелетная мускулатура , что создает предпосылки для возникновения самостоятельного передвижения тела в пространстве . Необходимо в массаж включать пассивно -активные упражнения . Занятия с детьми этого возраста проводят в следующей последовательности .

  • Поочередное разгибание и сгибание рук – «бокс ».
  • Поочередное поднимание прямых ног .
  • Переход в положение сидя при фиксировании нижних конечностей .
  • Поворот со спины на живот вправо и влево .
  • Приподнимание и отведение плеч назад .
  • Сгибание и разгибание ног попеременно .
  • Поочередное поднимание выпрямленных рук .
  • Скользящие шаги .
  • Ползание за игрушкой .
  • Массаж ног и рук .

Прежде чем приступить к проведению гимнастических упражнений и массажа, мать должна приготовить стол, снять с рук все украшения и часы, вымыть руки теплой водой с мылом. Ребенка нужно осторожно раздеть и уложить на массажный стол. Затем постепенно начинают движения все время разговаривая с малышом.
Руки у матери должны быть теплыми.
1 . Поочередное разгибание и сгибание рук – «бокс ». Ребенок лежит спине . Ему дают захватить большие пальцы рук матери или кольца , затем сгибают и разгибают поочередно руки , при этом чуть придерживают кисти ребенка . Выполняется 6 -8 раз .
2 . Поочередное поднимание прямых ног . Малыш лежит на спине , ноги в коленях выпрямлены . Захватив голень правой ноги , левую фиксируют . Далее поочередно поднимают ноги до прямого угла в тазобедренном суставе . Выполняют 4 -6 раз каждой ногой .
3 . Переход в положении сидя . Ребенок лежит на спине , ногами к матери . Мать вкладывает большой палец руки в ладонь ребенка ; другой рукой она должна удерживать его за бедра . Придерживая кисть ребенка своей рукой , мать слегка подтягивает ребенка к себе , побуждая сесть . Затем осторожно кладет ребенка вновь на спину . Повторяют 3 -4 раза .
4 . Поворот со спины на живот . Ребенок лежит на спине ногами к матери . Обхватив кисть руки ребенка левой рукой , мать подводит правую руку под голени снизу , помещая указательный палец между сомкнутыми голенями . Помогая повороту легким подтягиванием за руку , мать добивается завершения поворота на живот самим ребенком . При повороте в противоположную сторону положение рук матери меняется . Повторяют 1 -2 раза .
5 . Приподнимание и отведение плеч назад . Массаж выполняется при поддержке за плечи . Ребенок лежит на животе , руки его уложены вдоль туловища . Обхватив руками плечи ребенка и слегка прижимая их к груди , мать приподнимает его . При этом ребенок самостоятельно поднимает голову , отводит плечи назад . Повторяют 4 -6 раз .
6 . Попеременное сгибание ног . Ребенок лежит на спине . Захватив голени (указательные пальцы сверху ), попеременно сгибают и разгибают ноги , имитируя движения «велосипедиста ». Выполняют 6 -8 раз .
7 . Скользящие шаги . Ребенок лежит на спине , ноги согнуты в коленях , стопы опираются на стол . Держа малыша за голени , мать производит скользящие движения стопами попеременно по поверхности стола . Выполняют 8 -10 раз .
8 . Поочередное поднимание выпрямленных рук . Ребенок лежит на спине , руки вдоль туловища . Мать , захватив кисти рук ребенка , в медленном темпе приподнимает выпрямленную руку вперед и вверх до соприкосновения со столом и возвращает ее в исходное положение . Сменяя положение рук , упражнение повторяют 6 -8 раз .
9 . Ползание за игрушкой . Ребенок лежит на животе . Мать , положив перед ребенком игрушку , побуждает его ползти , при этом рукой слегка подпирает подошвы стоп . Повторяют 4 -6 раз .
10 . Массаж ног и рук (